Как же мотивировать позитивно? Как побуждать ребенка к деятельности? Наказывать нельзя, поощрять нельзя, ругать нельзя — все нельзя. Что же можно?
1. В первую очередь хочется сказать, что нужно поощрять поисковую активность. Что это значит? Надо восхищаться умными вопросами ребенка. Интересоваться, что нового он сегодня узнал. А что интересного было сегодня в школе? А не спрашивать его с порога: привет, какие оценки в школе?
А, например, что сегодня интересное было в школе? Так мы у ребенка пробуждаем этот интерес. А если мы все время будем делать акцент на оценки, пойдет демотивация.
Поэтому восхищайтесь умными вопросами «почему трава зеленая, небо голубое?», когда ребенок чем-то интересуется. На его «почему» вам не должно быть «по кочану». Не должно быть «не знаю, отстань, не лезь со своими вопросами». Так мы убиваем поисковую активность. Очень важно показывать свое незнание и восхищаться знанием ребенка: «Ой, слушай, а я этого не знала, так интересно, так здорово, что ты мне это рассказал, меня этому научил». Нужно, чтобы ребенку было интересно этим делиться, это мотивирует узнавать еще что-то новое.
2. Показывайте актуальность и важность получаемых знаний. Соедините обучение с примерами или ситуациями из реальной жизни. Это сделает обучение более содержательным и увлекательным для них. Учите искать информацию. Читайте энциклопедии вместе, ходите в интерактивные музеи, творите, делайте опыты, исследуйте, ищите в словарях и справочниках информацию, путешествуйте, больше общайтесь с разными людьми. Конечно, интернет-ресурсы тоже вам в помощь. Это все будет поощрять и побуждать и поисковую активность, ребенок будет хотеть узнавать новую информацию.
3. Следующий момент побуждения — это сотрудничество. Помощь, если трудно, позиция «глаза в глаза», а не авторитарная «сверху». Это не значит, что надо делать уроки с ребенком, но помогать, когда он просит, объяснять что-то. Помогать ребенку с уроками стоит только когда вы в ресурсе, иначе лучше не начинать причинять добро. Поэтому просто сотрудничайте, а если надо помочь — помогите.
4. Важен также акцент на положительные моменты. Когда мы фокусируемся на позитивных моментах, говорим «знаешь, а вот эти буквы такие красивые», «а вот здесь у тебя получилось очень здорово», «а в этом задании ты сделал три примера из четырех правильно». Конечно, вы должны объяснить ребенку, где что неправильно, но выделить все равно нужно то, что получилось хорошо, чтобы у ребенка было понимание к чему нужно стремиться. Когда у ребенка вся тетрадка исчеркана красной ручкой, это не будет его мотивировать, он и стараться не будет. А когда мы делаем акцент на положительном, ребенок не падает духом.
5. Следующий момент — не опускать руки и научиться проигрывать. Если ребенок научится относиться к ошибкам спокойно, то и мотивация у него не будет пропадать. Для этого мы сами должны реагировать на его ошибки спокойно. Важно говорить ребенку, что у всех могут быть трудности. И с первого раза не у всех получается. Томас Эдисон при разработке лампочки накаливания потерпел много неудач, но он не опускал руки и в итоге выиграл! И таких примеров множество.
И мы объясняем ребенку, что и с первого, и со второго раза может не получиться, но тогда, может, получится с третьего или десятого? Главное — продолжать стараться и становиться лучше.
Когда ребенок не бросает все, не злится, не швыряет ручку в стену при первой же ошибке, мы понимаем, что мотивация будет полноценно развиваться. Поэтому учите и учитесь относиться к ошибкам проще. Однако не сюсюкайте и не жалейте ребенка при неудачах, это также будет его демотивировать. Ребенок может получать скрытую выгоду от неудач — ваше внимание, ласку и успокаивание.
Если ребенок сильно расстраивается из-за ошибок, попробуйте поиграть с ним в игру. Например, ребенок пишет диктант. У него там огромное количество неправильных слов. Предложите ему примерить на себя роль учителя. Пусть возьмет диктант, сравнит его с учебником, найдет ошибки и исправит их. Игровой подход будет интересен ребенку и поможет относиться к ошибкам проще, а не думать — все плохо, у меня ничего не получится».
В шахматах, в любых играх, в учебной деятельности мы всегда объясняем ребенку: «Если ты опускаешь руки, то ты проиграл, а если продолжаешь бороться, то эмоционально выиграл».
Даже проигрывая в шахматах, ты все равно развиваешь мозг. Когда ты играешь, у тебя развивается стратегическое мышление: как можно сходить, что можно сделать.
6. Следующий момент, который повышает мотивационную составляющую, это привитие ответственности. И, как я уже говорила: если мы, родители, берем ответственность на себя, это демотивирует, это фактор, осложняющий обучение. Привитие ответственности — это отличная мотивация, потому что это воспитывает подход «все зависит только от меня самого, не на кого переложить задачи, только я в ответе за результат».
Передавайте ответственность ребенку, делайте это через алгоритмы, чек-листы, через расписание. Расписывайте всю инструкцию, что за чем и как выполнять. Конечно, нельзя сразу сказать: «Все, теперь делай все сам, потому что это твоя ответственность». Поначалу вы обучаете, объясняете, где-то сидите рядом, смотрите, как он пишет, как буквы выводит, как пишет цифры, и постепенно отдаляетесь от учебного процесса.
Если ребенок что-то не понимает, то мы не даем сразу готовый ответ. Мы задаем вопросы, чтобы он старался понять самостоятельно. Не должно быть так, что он постоянно говорит «я не знаю», чтобы родитель дал готовый ответ и сказал, как это делать. Поэтому даже если мы рядом, то ведем себя как коучи — задаем вопросы, направляем, а движется ребенок самостоятельно.
Постепенно вы увидите, что ребенок самостоятельно делает все больше уроков. Какие-то вы еще проверяете, с чем-то помогаете, а потом уже и на проверку не берете. Этим вы говорите: «Я тебе доверяю».
Никто не хочет быть двоечником, дураком и чтобы над ним смеялись, поэтому у ребенка в любом случае будет мотивация — никто не хочет быть изгоем. Это происходит, когда он понимает, что родитель не несет ответственности за его учебу, он не напомнит, не сделает за него, он должен все делать сам. И тогда дети начинают учиться.
Родителю нужно понимать, почему у ребенка те или иные оценки: 5 — потому что он действительно хорошо разбирается в предмете, потому что у него прекрасный эмоциональный интеллект и он нашел контакт с учителем; а 3 — потому что он не слушает учителя, потому что ленится или потому что у него есть слабые стороны, из-за которых ему трудно усваивать информацию?
Исходя из этого вы будете понимать, как ему помочь. Нужно нанять репетитора, так как ребенок не усвоил много школьного материала или нужен нейропсихолог, так как имеются функциональные дефициты в работе мозга?
7. «Едим слона по кусочкам». Научите ребенка разбивать большие задачи на более мелкие, выполнимые шаги. Это мотивирует не отказываться от дела сразу, так как задача уже выглядит менее сложной и более выполнимой.
8. Следующее мотивационное побуждение, когда у ребенка есть право на собственный выбор. А не так, когда ему сказали «пока не прочитаешь, не выйдешь из-за стола», «не выйдешь из-за стола, пока уроки не сделаешь».
Ребенок должен понимать, что он следует расписанию, границам, нормам и правилам в вашей семье. Но он может выбрать: сделать сейчас математику или письмо? Сколько страниц прочитать? И даже если он прочитает одну страницу, то это его выбор. Он эту одну страницу прочитает с огромным удовольствием и мотивацией, чем если бы его заставили читать «отсюда досюда».
Если у вас в семье есть правило читать каждый день, это не обсуждается, но сколько и что читать ребенок может выбрать сам. Если правило гулять каждый день, то где гулять —в парке или около дома —или с кем гулять, пусть решает самостоятельно. Соблюдать границы и нести ответственность за многие вопросы родителю необходимо, но главное — не формировать у ребенка выученную беспомощность, когда он вообще не способен принимать никакие решения.
Поэтому ребенка мотивирует, когда он сам выбирает, чем сейчас заниматься. Это стимулирует поисковую активность, повышает желание получать информацию и развиваться.
9. Учите хотеть и желать! Не предлагайте ребенку награды и поощрения за какую-то деятельность, а учите его бросать себе вызов и награждать себя самостоятельно. Пусть ребенок ставит перед собой цели и задачи и придумывает, чем порадует себя за их достижение. Не говорите ребенку, что если он закончит полугодие хорошо, то вы ему что-то купите, а спрашивайте: «Чем ты сам себя порадуешь за свой труд, за свое старание?»
10. Отмечайте достижения! Ведите дневник успеха. Когда видны результаты работы, это мотивирует и повышает уверенность в себе.
Отрывок из новой книги «Секреты развития мозга ребенка. Что нужно дошкольнику, чтобы он хорошо учился» Елены Лаштабега (издательство БОМБОРА, 2024). Ответы на главные вопросы родителей дошкольников: что нужно для подготовки к школе и когда ее начинать. Книга поможет родителям совершить меньше ошибок и облегчит обучение ребенка на годы вперед.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Экзамены – это всегда кошмар». Как помочь детям справиться со стрессом перед экзаменом