Сегодня родители, отправляя своего ребенка в первый класс, тревожатся о том, что ждет их чадо. Будет ли ребенку легко адаптироваться к новым условиям? Подружится ли он с одноклассниками? Какими будут его оценки? А с тяжелым рюкзаком он справится? Конечно, это не беспочвенное беспокойство. Анна Лебедева, учитель начальных классов в Филипповской школе, расскажет о том, какие сложности для младшеклассников сейчас действительно существуют и как с ними бороться.
Большая нагрузка
Еще до поступления в школу дети посещают кружки и подготовительные занятия. В первый класс они приходят уже загруженными и уставшими, совсем не наигравшимися. И это проблема, ведь основная деятельность ребенка – игра, в процессе которой он знакомится с окружающим миром и учится. Родители об этом нередко забывают: в погоне за знаниями, желанием дать ребенку только лучшее они лишают его удовольствия от процесса обучения, а также отдыха, который необходим для “переваривания” всех впечатлений.
Прежде, чем нагружать ребенка посещением кружков, стоит убедиться, что программы занятий не противоречат школьной программе. Все дело в том, что переучивать ребенка намного сложнее, чем просто научить.
Школа воспринимается как очередное занятие, а не новый опыт
Этот пункт тесно связан с первым: дети, которые много занимались перед школой и привыкли к серьезным нагрузкам, уже не получают удовольствия от освоения школьной программы. Школьная жизнь и процесс обучения становятся в ряд вместе с привычными нагрузками, а дети смотрят на все как бывалые солдаты.
Родителям нужно понимать, что школа – это не только программа и освоение учебников, здесь учатся дружбе, умению работать в команде, общаться, распределять свое время и силы. Поэтому перед поступлением лучше дозировать количество дополнительных развивающих занятий, чтобы они не мешали адаптироваться к школе. Если же ребенок устает и подходит к учебе в школе без интереса, даже с цинизмом, то это негативно сказывается на атмосфере в классе и работе учителя.
Отсутствие инклюзивности
Психологи сегодня все чаще обнаруживают нервно-психические особенности у детей, минимальная мозговая дисфункция – одна из них. Это вовсе не патология, но она мешает ребенку осваивать программу наравне со всеми. С ММД можно и нужно работать: педагогу следует проводить некоторые занятия отдельно, чтобы более подробно разобрать программу и помочь ребенку ее нагнать.
Сложность в том, что в школах таким детям часто не помогают, наоборот, их даже “выживают”. В тех школах, где есть продвинутые психологи, ребят с ММД подхватывают, направляют к нейропсихологам, помогают их родителям. Таких детей не много, но им нужна помощь и время (примерно год или два), которых их часто лишают. Всему виной высокая загруженность школ, особенно государственных, где классы состоят из 30 и более человек. У педагога просто не остается возможности уделять время чему-то кроме программы.
Отсутствие адаптации к социуму
Большинство семей сейчас детоцентрированные, то есть детям в них уделяют очень много внимания. Ребенок быстро привыкает к таким условия и становится индивидуалистом: преследует исключительно свои интересы, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, не проявляет инициативу. Мы уже упомянули, что школа – это не только про учебу, но и про социум. Когда в класс приходит ребенок, который не адаптирован к работе в коллективе, это усложняет задачу учителя и класса в целом.
Например, в школы часто приходят дети, которые не понимают, почему от них что-то требуют и почему они должны отдавать какие-то свои ресурсы на благо коллектива. Здесь, конечно, очень важно, чтобы идея работы в команде, на общее благо шла из семьи. Начинайте с малого: учите ребенка убирать за собой игрушки, ставить тарелку в раковину и т.п. Дети не должны расти в вакууме, который не позволяет им включиться в обычную жизнь и быт. Поэтому привлекайте ребенка к привычным делам вроде уборки и готовки, чтобы он учился заниматься общим для команды делом, учился самостоятельности и ответственности.
Дети хотят получать визуальную информацию
Современный ребенок гораздо больше смотрит, нежели слушает. Такая тенденция связана с присутствием гаджетов в нашей повседневной жизни. Конечно, это доставляет неудобства учителям: дети не могут слушать их 40 минут подряд, им нужен интерактив, чтобы вовлечься в процесс обучения.
Было бы проще, если бы дети оставляли телефоны и другие гаджеты за стенами школы, однако все это настолько прочно вошло в нашу жизнь, что отказаться от девайсов становится крайне сложно. Поэтому педагогам следует понемногу пересматривать свои методики преподавания, модернизировать программу в зависимости от потребностей учеников. Да, делать уроки интерактивными и запоминающимися для детей сложно, но этого требуют новые реалии.