Современные родители часто путают подлинный успех с хорошими оценками в школе или высокими достижениями в спорте и других хобби. На самом деле для того, чтобы быть успешными и счастливыми, детям нужно другое. 

В конце мая издательство “МИФ” запускает курс для родителей детей от 4 до 9 лет “Воспитание сердцем”, где лучшие эксперты по теме: Екатерина Мурашова, Виктория Шиманская, Татьяна Лазарева, Александр Колмановский и другие помогут родителям отбросить мешающие стереотипы о том, что они должны сделать для своего ребенка и определиться с вещами, которые действительно можно и стоит сделать, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными.

В этой статье мы поговорили с один из преподавателей курса, Викторией Шиманской, доктором психологии, ведущим российским экспертом в области эмоционального интеллекта, основателем SKILLFOLIO — цифрового университета диагностики и развития эмоционального интеллекта и Soft Skills. Она рассказала какие навыки важно развивать в детях и предложила несколько упражнений, с которых можно начать.

Умение заботиться о своем теле и чувствовать его

Способность слушать и понимать свой организм — навык, на который мало кто из родителей обращает внимание. Между тем он невероятно важен. Сюда мы относим и вопросы гигиены, и здоровье, и физическую активность, и базовое понимание анатомии.

До трех лет развитие ребенка происходит только через движение, поэтому очень важно обеспечить достаточное количество физической активности: прыжки, бег, шведская стенка, игры с мячом и так далее. С года малышей можно обучать частям тела: не ограничивайтесь только «головой» и «ногами», покажите, где находится «щиколотка» или «локоть». Это поможет лучше чувствовать свое тело и ориентироваться в пространстве.  

Научив ребенка доверять своему телу, мы помогаем ему учиться доверять себе, быть в контакте с собой. Пусть 15-20 минут простых упражнений станут полезной привычкой, которая останется с ребенком надолго. 

Уметь слушать свое тело — значит также знать, как расслабиться или, наоборот, активизироваться в нужный момент. Этому тоже можно учить с маленького возраста. К примеру, расслабление связано с дыханием, умением поочередно чувствовать разные группы мышц, активизация, напротив, — с напряжением. 

Практика

  • Упражнение «Бабочка». Попросите ребенка лечь и закрыть глаза. Скажите, что сейчас бабочка будет садиться на разные части его тела, а он должен назвать, на какие именно.
  • Упражнение «Камушек-подушка». Научите ребенка напрягать тело, а затем полностью его расслаблять. Чередуйте: в состоянии напряжения пусть он будет «камушком», в расслаблении — мягкой «подушкой». 

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект помогает ребенку распознавать все возникающие эмоции, понимать, почему они появляются, и делать их ресурсом для взаимодействия с миром. Этот навык важен по многим причинам: во-первых, он учит быть искренним по отношению к самому себе, во-вторых, дает понимание, что происходит с остальными людьми.

Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш это усвоит. Схема простая: назвать эмоцию, принять ее и объяснить, как можно с ней справиться. В маленьком возрасте ребенок еще не знает, что испытывает, его просто захлестывает волна эмоций и переживаний, и очень важно дать ему ориентиры и научить различать, что конкретно и почему он чувствует. 

Еще один важный момент — дать понять, что испытывать любые эмоции, даже негативные, — нормально. Гнев, злость или обида делают нас живыми и даже могут стать помощниками, если научиться ими управлять. А первый шаг к этому — не зажимать эмоции, а открыто признавать их. 

Практики для проработки эмоций я подробно описываю в своей книге “Где живут эмоции”, вот некоторые из них:

Практика

  • Упражнение «Банка эмоций». Возьмите или нарисуйте две банки. Предложите ребенку в одну из них «складывать» собственные эмоции, испытанные за день, в другую — те, что он встречал за день чаще всего. Сами эмоции можно изобразить в виде смайликов на кружках картона. 
  • Упражнение «Танец эмоций». Попробуйте вместе с ребенком придумать движения для каждой из эмоций. К примеру, разозлившись, можно топать ногами, когда страшно — приседать, испытывая интерес — кружиться на месте, радуясь — подпрыгивать на одной ноге. В следующий раз с помощью такого танца ребенку будет легче показать вам, что он чувствует.

Умение ставить цели и достигать их

Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект и он понимает, чего хочет, его легко научить постановке целей. Этот навык подразумевает умение учиться, желание развиваться в чем-то, развитую мотивацию и самоорганизацию.

Очень важно поддерживать интерес ребенка к познанию мира, отмечать его успехи, помогать двигаться дальше в том, что у него получается. А также дать понять, что ключ к успешному достижению цели — это дисциплина и старание. Хорошей подмогой в этом могут служить, к примеру, японские пособия KUMON: каждая из тетрадей учит какому-то практическому навыку (вырезать, писать, клеить), но осваивать его предлагается понемногу, выполняя всего пару упражнений в день, сложность которых постепенно возрастает. 

Практика

  • «Режем тортик на кусочки». Изобразите задачу, которая стоит перед ребенком, в виде тортика. Задача может быть самая простая — например, выступление в спектакле в садике. Затем разделите тортик на кусочки и для каждого из них придумайте микро-задачу. Например, первый кусочек — выучить слова; второй — рассказать их с выражением; третий — подобрать костюм; четвертый — отрепетировать свою роль под музыку и т.д. Так ребенок постепенно поймет, что любую цель можно достигнуть, разделив ее на этапы. 

Креативность 

Умение достигать целей не может существовать без креативности. Иначе есть риск, что ребенок начнет ставить перед собой слишком высокую планку и, не сумев преодолеть ее, — испытывать глубокое разочарование. Креативность же дает возможность придумать множество выходов из самой запутанной ситуации, постоянно адаптировать под себя поставленные цели и не переставать двигаться дальше.

Приветствуйте творческий подход во всем: от выбора маршрута для прогулки до выбора одежды для похода в сад. Обсуждайте с ребенком разные варианты того, как можно было бы поступить в той или иной ситуации — например, во время чтения книг или после просмотра мультфильмов. 

Практика

  • Учимся разным моделям познания. В наше время важнее передать ребенку не сами знания, а разные способы их получения. Чтобы это сделать, стоит предлагать изучать любое понятие как можно большим количеством способов. Например, цветок можно нарисовать, слепить из пластилина, посадить в горшке, найди в саду и сделать из него гербарий. Чем больше таких «ключей» к познанию мы передадим ребенку, тем больше дверей он для себя откроет. 

Командная работа 

В современном мире невозможно быть успешным без проектной деятельности и умения коммуницировать с другими. Даже в эпоху интернета человек не живет один, большинство задач важно уметь решать сообща.

Находить общий язык с людьми разных возрастов, взглядов и культурных традиций, уметь отстаивать свою точку зрения и идти на компромиссы там, где это необходимо, брать ответственность за общее дело и делегировать — все это необходимые навыки в XXI веке. 

Практика

  • Упражнение «Командир по очереди». Возьмите кепку, значок или любой другой опознавательный знак. Выберите командира, который будет его носить. Пусть он дает задание участникам, а те учатся его исполнять. Поменяйтесь ролями, пока каждый не попробует себя в роли командира. 
  • Другая вариация этого же задания: все участники делают одну и ту же задачу, но каждый на 5 минут по очереди берет на себя роль командира. Ему необходимо будет управлять коллективом, продолжая начатое предшественником, и при этом проявляя собственный подход. 

Больше о навыках, необходимых современным детям, Виктория Шиманская расскажет 24 мая в рамках бесплатного вебинара.

Партнерский материал