Недавно в редакцию пришло письмо мамы 4-летнего мальчика, которая пожаловалась на то, что сын постоянно ей угрожает: «А я выкину твой телефон», «А я выкину твои тапочки», «А я порву твой блокнот» в ответ на ее воспитательные методики.
Вот что она пишет: «Например, я прошу сына убрать игрушки, один-два-пять раз, когда он не реагирует, я говорю ему, что соберу игрушки сама и уберу их в шкаф на неделю. В ответ на запрет он начинает злиться и угрожать. В чем я не права? Нормально ли это? В семье хорошие любящие отношения».
Ситуацию комментирует Наталья Михайловна Манухина, кандидат психологических наук, семейный психолог и коуч (стаж 24 года):
Судя по приведенному тексту, ребенок копирует угрозы мамы. Мама угрожает убрать, спрятать игрушки, и ребенок то же самое угрожает сделать с мамиными вещами, ее «игрушками» (телефон, блокнот). Это частое поведение у детей такого возраста, потому что они в этот период копируют эмоциональное состояние взрослых в семье и их слова, поведение.
Обратите также внимание, как обращаются друг к другу взрослые: звучат ли в семье просьбы или требования, и как на них отвечают. Просить и откликаться на просьбы можно научить только примером: дети больше наблюдают, чем слушают слова.
Ребенка такого возраста лучше вовлекать в игру: убирание игрушек должно стать ее частью. Делать это нужно вместе с ним, показывая, например, как игрушки идут спать в свои кроватки. Уборка – это часть социальной игры.
Если кроме мамы есть в доме другие взрослые, то важно, чтобы и они участвовали в домашних делах и вовлекали в них мальчика: делать что-то с ними совместно. Всё это необходимо представлять именно в виде игры, а не требования или наказания. Угрозы будут только усугублять отношения, вызывая естественное отвержение ребенка, негативные эмоции.
Обратите также внимание, как взрослые, в том числе мама, откликаются на просьбы ребенка. Внимательное выслушивание и обсуждение, чего именно он хочет, обучают общению. Участие в играх, которые нравятся ребенку, повышают обстановку принятия и надежности, что очень важно для ребенка в этом возрасте.
Больше шутите, улыбайтесь и смейтесь. Веселитесь вместе с ребенком. Вовлекайте его в что-то радостное и интересное, соответствующее его возрасту и увлечениям. Меньше уделяйте внимания и времени негативно окрашенным ситуациям и поведению ребенка. Поддерживайте больше именно позитивный эмоциональный фон и то его поведение, которое заслуживает вашего одобрения.
Не замалчивайте и обязательно хвалите его за удачи, успехи и правильные поступки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Малыш с редким генетическим расстройством выглядит как юный Шрек