Изучение английского языка с детьми имеет специфическое содержание, принципы и приемы обучения. Дети в силу возраста, а также психо-физиологических особенностей, не могут освоить те же объемы информации, что и взрослые или даже подростки, которые отличаются от младших школьников тем, что обладают развитым абстрактным мышлением и могут воспринимать те явления языка, которые нельзя “потрогать”. Например, грамматику.

Хорошо известно, что грамматика – это стержень языка. Научиться говорить на языке без овладения грамматикой невозможно. Однако грамматика, как математика, – это высший уровень абстракции. В родном языке мы “впитываем” грамматику с рождения и владеем ею на интуитивном уровне.  Ребенок начинает говорить, подражая взрослым. Сначала дети повторяют самые часто употребляемые фразы. как правило, это те фразы, которые взрослые используют при общении с малышом.

Вспомните содержание обычного разговора мамы с ребенком. Уверена, на ум приходит что-нибудь типа: “Ручки помыли, теперь будем кушать. Что делает Оля (Миша, Ира, Петя…)? Оля кушает. Покушает и будет спать” и т.п. Подобные ситуации и подобный разговор повторяется изо дня в день, поэтому ребенку легко запомнить и со временем начать говорить о себе то, что произносили взрослые. Чуть позже те же фразы дети начинают проговаривать,  играя с  игрушками. И не только девочки! Мальчики на первых порах тоже выбирают для  роботов, машинок и любимых игрушечных животных выражения из повседневного обихода.

Чуть позже дети начинают взаимодействовать с окружением более активно и включается механизм аналогии. Известные фразы ребенок распространяет на родственников, говоря про них также, как говорили про него. Появляются первые ошибки. Родители исправляют детей, их языковой опыт расширяется. Но не за счет знания правил, а благодаря постоянному речевому контакту. Правила в родном языке дети начинают проходить только в школе, анализируя имеющийся опыт владения языком. Причем начинают с самого простого и лишь в средней школе, когда мозг уже достаточно сформирован, начинают изучать более сложные вещи. 

Наглядность и английский язык для детей

Вернемся к описанию английского для детей. Раз ни о каких правилах не может быть и речи, то, учитывая приведенные выше сведения,  уроки английского для детей будут наиболее продуктивными, если будут проводиться … на английском языке! В этом случае большое значение при  имеет принцип наглядности. Этот принцип, по большему счету, отвечает за усвоение всего содержания обучения английскому  языку!  Обычно говорят о широком применении наглядности. Какая же она бывает, наглядность?

Наглядность- это то, что ребенок может увидеть и что помогает понять о том, что говорится на английском языке. Например, мимика и жесты преподавателя. Отметим, что язык мимики и жестов ребенок начинает осваивать с первых занятий и воспринимает английский посредством него уже тогда, когда сказать на этом языке ничего сам еще не может.

Это, своего рода, язык-посредник. Как правило, преподаватель использует жесты для самых распространенных и часто используемых команд, например, когда ученику надо повторить, или ответить, или выполнить  учебное действие. В дальнейшем, когда дети выучивают фразы преподавателя и могут давать самостоятельные ответы, язык мимики и жестов преподаватель применяет в качестве помощника, для полноценного общения его уже не хватает.

Английский язык для детей: зачем так много картинок?

Второй распространенный тип наглядности- это картинки. Отнесем к картинкам любые виды зрительной наглядности, нанесенные на бумагу, т.е. это и рисунки, и фотографии, и карты, и схемы, и разные знаки. Все это может и должно использоваться при изучении английского, особенно английского с детьми. Первая функция, которую выполняет такая наглядность, – это, безусловно, пояснение лексического значения слова.

Вместо объяснений, которые, скорее всего, больше запутают, нет ничего проще, как показать картинку. Также картинки или фотографии становятся незаменимыми, если нужно показать культурные реалии, которые есть в английском, а в родном языке ученика нет. Например,  блюда или угощения. Candy cane или gingerbread стоит показать, а лучше дать попробовать.

Большое значение имеют парные картинки. С их помощью можно объяснять грамматику. Например, единственное и множественное число, предлоги, степени сравнения, конструкции there is a/ there are, have got / has got, модальные глаголы, времена.

Следующий тип – сюжетные картинки. На их основе может строиться подлинное взаимодействие. Обычно начинают с обсуждения кто и что изображены на рисунке, какие они – те, кто изображены, что делают, где находятся.  В зависимости от отрабатываемого грамматического явления можно поиграть в игру “да-нет”, дать установки и придумать историю.

Английский язык для детей будет тем интереснее, качественнее и эффективнее, чем правильнее подбирается и используется наглядность. Тогда английский язык ребенок будет воспринимать не как урок, а как средство общения на английском.

Именно так проходит английский для детей 4-12 лет в онлайн школе новакид с преподавателями, которые говорят только на английском. Первый урок бесплатно!

Партнерский материал