мотивация ребенка

В детском саду и в первых классах школы ребенок учится общению со сверстниками, дисциплине и ответственности. Период очень важный, но сложный для родителей в том плане, что они уже не могут контролировать ребенка в полной мере, как привыкли в первые годы его жизни.

Конечно, хочется, чтобы малыш радостно бежал в садик по утрам, через пару лет — хорошо учился и с удовольствием ходил на занятия в школу. А вот ребенок не хочет. Не нравится ему в садике. А потом не нравится и в школе. Бывает такое. И мама с папой пытаются как-то заинтересовать его, мотивировать. Но это часто не дает желаемых результатов просто потому, что делается бессистемно. Или не совсем корректно.

Я обозначу несколько моментов, которые очень важны для того, чтобы поддерживать в ребенке желание развиваться и ходить на занятия. Рассмотрим две ситуации.

Первая — вы только готовитесь отдать малыша в садик/школу и беспокоитесь о том, чтобы поддержать его мотивацию. Вторая — наиболее частая — ребенок уже ходит в садик или школу, но совершенно без удовольствия и всячески саботирует этот процесс. Уроки делать не хочет, к знаниям не стремится.

Что делать в первой ситуации?

За полгода-год до начала занятий начните подстраивать его график под тот, который ему предстоит: подъем в одно и то же время, 10-часовой сон, спать не позже 21-00. Следите за питанием: завтрак (сложные углеводы и белки), качественные продукты, рацион должен быть полноценным. Норма воды.

Учите самостоятельности. К школе ребенок должен быть в состоянии полностью себя обслуживать и, главное, привыкнуть это делать. Ответьте себе на вопрос: «То, что я делаю за своего ребенка, он способен делать самостоятельно?» Если ответ «Да», то можно говорить о гиперопеке. Отслеживайте такие моменты и постепенно ликвидируйте их.

С садиком не так все строго, конечно, но возрастные нормы самостоятельности нужно соблюдать. К трем годам малыш уже может самостоятельно есть, ходить на горшок и хоть в какой-то мере одеваться и раздеваться.

Учите ответственности и последствиям. Разбросал игрушки — обязательно убирает. Обидел вашу собаку — будет лишен ее общества. Помог помыть посуду — он мамина и папина гордость.

Что делать во второй ситуации?

Проанализируйте действия, которые я расписала для первой ситуации — у вас с этим все в порядке? Если нет, то просто постепенно прорабатывайте те пункты, которые проседают. Обратите особое внимание на сон, пожалуйста. Детям очень важно высыпаться, чтобы успевать отдохнуть и усвоить информацию, полученную за день. Недостаток сна или несвоевременный отход ко сну способствуют увеличению выработки гормона стресса. Больше стресса — меньше мотивации. Организм будет стараться сберечь энергию, а не направить ее на обучение.

Если видите зависимость от гаджетов — ограничивайте. Игры в телефоне, планшете и т. д. — это легкий дофамин. Ребенок не будет стремиться ни к чему иному, пока у него есть возможность получать так называемые гормоны удовольствия этим простым способом. Здесь не его вина, так устроен наш мозг.

Оцените атмосферу в садике/школе. Поспрашивайте мнение других родителей — как ведут себя их дети. Не часто, но случается, что проблема просто в этом конкретном заведении или преподавателе. Но это имеет смысл делать лишь в тех случаях, когда со всеми остальными пунктами у вас порядок.

Подавайте пример. Вы постоянно в телефоне — стоит ли удивляться, что ребенку не нравится читать? Ходите на выставки, в театр, на разные мероприятия, поощряйте любую тягу к знаниям и любопытство. Подчеркивайте то, что учиться чему-то новому — это здорово!

Интересуйтесь успехами. Не оценками, а впечатлениями от уроков и знаний. Хвалите поделки, спрашивайте мнение по поводу предметов в школе. Искренне. Помните о балансе. Тоже важный момент для мотивации.

Следите за гармоничным развитием ребенка в трех направлениях:

Интеллектуальное развитие

Многие родители слишком стараются “прокачать” ребенка в этой сфере, оставляя без должного внимания прочие аспекты развития. Как думаете, интересно ребенку будет учиться, если ему в школе будут раз за разом предлагать уже известную информацию?

Эмоции и сила воли

Понимание себя, других, умение общаться. Способность выполнять рутинные и не очень приятные задачи, доводить дела до конца.

Физическое развитие

Прогулки. Спорт по возрасту.

Помните, что мотивация и желание развиваться у всех нас актуальны только когда удовлетворены базовые потребности. Ваш ребенок достаточно спит, правильно питается? Комфортно себя чувствует эмоционально? Не слишком устает или, напротив, недостаточно нагружен физически?

И напоследок. Ребенку важна поддержка родителей и уверенность в том, что его любят и принимают в любой ситуации. Его состояние — отражение атмосферы в вашей семье. Если у вас в доме есть место постоянным конфликтам, агрессии, плохим привычкам, самое время разобраться с этим — самостоятельно или с помощью психолога. Помните, что именно в этом возрасте у вас есть возможность вложить в вашего ребенка верные установки на всю жизнь.

Эксперт: Вероника Верушкина, психолог-консультант, семейный психолог

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сон с открытыми глазами, и другие странности новорожденных детей

500