Вся жизнь – игра. Знаменитая шекспировская фраза применима ко взрослым людям в переносном смысле, а вот про детей то же самое можно сказать вполне прямо. Действительно, большая часть жизни ребенка, особенно в первые годы, состоит из игр. И именно в их процессе малыш учится взаимодействовать с окружающим миром и проявляет свои первые умения и таланты. А игрушки – его лучшие помощники в этом непростом деле.
Сперва изучать мир детям помогают погремушки и силиконовые фигурки, а после, в возрасте одного-двух лет, приходит время для более сложных и интересных игрушек. Они позволяют дальше развивать двигательные навыки и мелкую моторику, а также логическое и пространственное мышление, творческие способности. И на этом этапе без преувеличения незаменимым «инструментом» для родителей оказываются конструкторы.
«Соединяя кубики разных цветов и размеров, дети учатся лучше управлять своими ручками и пальцами, – рассказывает Екатерина Левикова, детский психолог, – Эти простые для взрослого человека действия на самом деле связаны с работой не только опорно-двигательного аппарата, но и со зрением, вниманием, памятью и даже речью. Кроме того, с помощью таких занятий тренируются усидчивость и терпение. Поэтому играть в конструкторы не просто весело, но и необходимо».
Не стоит ожидать, что, едва только увидев новую игрушку, малыш сразу же начнет строить замысловатые конструкции или даже удачно соединит хотя бы два кубика. Скорее всего, подержав деталь в руках, он решит проверить, насколько далеко она может улететь, если ее швырнуть посильнее. «В такой реакции нет ничего плохого или неестественного, – говорит Екатерина. – Эти действия помогают ребенку осознать собственные возможности и почувствовать себя творцом. Попробуйте построить при малыше башенку – и он радостно ее разрушит. Но рано или поздно создать нечто похожее ему тоже захочется».
Перед тем, как начать собирать конструктор с ребенком, помогите ему изучить его свойства. Попросите отделить зеленые кубики от всех остальных, а потом отсортируйте, допустим красные. Обсудите вместе формы всех деталей, их вес и объем. И затем уже познакомьте малыша с простыми конструкциями – башенками и змейками. На их примере крохе можно будет наглядно показать, что значит высокий и низкий, длинный и короткий, большой и маленький. Создавая вместе такие постройки, комментируйте свои действия, просите подать вам «вон тот синий кубик», объясняйте, что и зачем вы делаете. Таким образом вы сможете заинтересовать малыша.
А когда он уже сам начнет увлеченно орудовать кубиками, попросите его так же рассказывать о своих действиях, спрашивайте, что и с какой целью он делает. Это поможет развить речевые навыки: малыш постепенно будет использовать больше прилагательных и начнет более подробно отвечать на вопросы. В конечном итоге, так получится улучшить не только устную речь, но и навыки социализации. Например, с помощью конструктора LEGO® DUPLO «Мои первые эмоции» (арт. 10861) можно научить ребенка новым словам, обозначающим разные настроения. А вместе с лексиконом удастся развить и эмоциональный интеллект: пока кроха исследует различные выражения лиц своих героев, расскажите ему, как реагировать на каждое их них.
«С такими наборами хорошо вводить ролевые игры. Персонажи уже «обладают» своими эмоциями, и сюжеты для сценки напрашиваются сами собой. Постепенно сценарии можно делать более интересными и разнообразными, а вместе с тем – показывать ребенку конкретные модели поведения в обществе. Например, рассказать, как помирить двух поссорившихся друзей или как поддержать того, кто грустит», – говорит Екатерина Левикова.
Сборка моделей по инструкции помогает развивать логику и пространственное мышление, однако свободное конструирование не менее важно. Самостоятельно придумывая композицию, малыш прокачивает свои творческие навыки. Чтобы помочь ему в этом, попросите придумать собственный сценарий или разместить жителей в новом, только что отстроенном для них домике.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: LEGO выпустил конструктор «Новый год» с Дедом Морозом