Как клинический психолог, я вижу, что многие дети (и взрослые, если на то пошло) «застревают» в своих мыслях о себе, других и мире. Такой тип мышления часто приводит к тревоге и депрессии.

Психологи уже давно используют идею когнитивно-поведенческой терапии (КБТ). Объяснив психологу конкретную мысль, можно получить шквал вопросов: «Какова вероятность того, что это произойдет? Это полезная мысль? Она правдива?»

Ребенка к психологу не каждый поведет, поэтому вы начинаете пытаться устранить какие-то мысли самостоятельно, но чем больше их отталкиваете, тем крепче они прилипают.

Я думаю об этом как о саде: семя, которое поливают, вырастает в дерево, верно? Оно становится больше, сильнее и долговечнее. Это же происходит, когда мы “поливаем” (обращаем внимание) на свои мысли. Но как помочь ребенку избавиться от них?

Осознанность — это быть в настоящем моменте, осознавать, что происходит в вашем уме (и теле), но не судить свои мысли или пытаться избавиться от них. Речь идет о том, чтобы не “сливаться” с ними слишком сильно.

Например, у моего хорошего друга есть семилетний сын. Этот парень – настоящий чемпион. Лучший читатель в своем классе, популярный и абсолютный эксперт по динозаврам. Но он не пробует ничего нового. Он настолько застрял в мысли, что он должен быть хорош во всем все время, что неспособен наслаждаться новыми и захватывающими видами деятельности.

  1. Запишите все, что вы думаете, в одну минуту

Установите таймер и попросите своего ребенка записать все, что приходит на ум в это время. Никаких проверок правописания, грамматики или почерка. Лучше всего писать от руки, а не печатать, если это возможно.

Перечитывая то, что ваш ребенок написал, вы сможете идентифицировать позитивные мысли (я не могу дождаться, чтобы пойти в зоопарк завтра), нейтральные мысли (шторка зеленая) и негативные мысли (я ненавижу свою сестру). Мы можем научить наших детей, что, когда любая из этих мыслей появляется, можно заметить их, осознать, о чем мы думаем, а затем отпустить.

  1. Дайте имя мысли

Когда вы замечаете одну и ту же мысль у вашего ребенка, дайте ей имя. Это помогает отделить его мысли от того, кто он есть. Я уверена, что у вас такое уже бывало, верно? Например:

– Меня никто не любит.

– Ну что ты, многие люди любят тебя. Я люблю тебя. Папа любит тебя. Кот любит тебя.

Или:

– Мне страшно кататься на этом аттракционе.

– Ну что ты, посмотри, как весело всем остальным.

Вместо того, чтобы пытаться убедить ребенка, что его мысли не верны, просто дайте им имя и спросите: «Ой, это снова в тебе говорит Федор Иванович. Что ты хочешь ему ответить?».

Запомните, если семя перестать поливать, оно сжимается.

  1. Я

Дети могут застрять в своем «Я», как мой семилетний приятель. «Я хорош во всем»; «я беспокоюсь» или «я непослушный». Чтобы преодолеть эти мысли, ваш ребенок должен написать на бумаге все утверждения, которые он сможет придумать. Я друг, я любитель животных, я хороший баскетболист, я дерзкий, я иногда боюсь…

Затем объясните: «Я иногда беспокоюсь, что вы немного “застряли” на этом». Научиться отпускать застрявшее Я — это такой ценный жизненный навык.

Салли Шепард

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему быть мамой – это стресс?

Вам будет интересно!