Даже самых невозмутимых и доброжелательных взрослых могут вывести из себя гиперактивные дети. Люди старшего поколения часто скептически относятся к таким «современным» диагнозам, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), считая их оправданиями озорства.

«В наши годы такого не было», говорят обычно в таких случаях бабушки и дедушки, намекая на более суровую дисциплину прошлого.

Тем не менее сегодня считается, что есть дети, для которых традиционные методы воспитания просто не работают, классическая система вознаграждения и наказания может только усугубить плохое поведение.

Недавние неврологические исследования подтвердили, что травмы, как до, так и после родов, оказывают разрушительное воздействие на развивающийся мозг, в результате чего органические повреждения видны на снимках. Ведущие педиатры в настоящее время согласны с тем, что мозг таких детей буквально «подключен» по-другому, так что любая попытка дисциплинировать их ввергает их в примитивное состояние борьбы или бегства.

Помощь таким детям – в сочетании сенсорных упражнений, физической активности и терапевтического воспитания. Когда ребенок выходит из-под контроля, последнее, что ему нужно, это выговор взрослого. Что ни в коем случае не означает полную вседозволенность и не отменяет твердых границ.

Недавно в Великобритании был обнаружен любопытный документ – пособие по работе с «трудными» детьми для социальных работников, датированное 1895 годом. В качестве меры воспитания одного восьмилетнего «лжеца и вора», державшего в страхе мать и родню, автор предлагает «не задавать вопросов в течение некоторого времени», и тогда «привычка лгать и воровать умрет естественной смертью» гораздо быстрее, чем при любых физических наказаниях. К резкому улучшению состояние другого малолетнего разбойника привел – «дополнительный курс гимнастики перед сном». Автор рекомендует заполнять весь день мальчиков физическими нагрузками и интересной деятельностью, чтобы в конце дня у них было одно только желание уснуть.

Современные эксперты по детскому поведению из лондонского инновационного центра семейной терапии «Будущее семьи» считают, что СДВГ и другие состояния, характеризующиеся сложным поведением, уходят корнями в сенсорную систему, которая просто не работает. И их совет тот же, что и у мудрого автора конца 19-го века, – наполнение дня ребенка мероприятиями, которые обеспечивают большую сенсорную нагрузку, такими, например, как предоставление детям регулярных «перемен» с активными играми, и даже наполнение школьного рюкзака тяжелыми учебниками.

Полина Раш

Cледите за нашими новостями ВКонтакте
Вам будет интересно!
500