Как меняется рынок школьного образования и что ждет его в 2024 году

школьное образование

Система массового образования требует стремительных нововведений. Отсутствие новых форм, программ, подходов, методик — очевидность для большинства. Мы поговорили с Никитой Королёвым, менеджером онлайн-школы “Агора” от Филипповской школы, о том, какие тренды в образовании ждут нас в 2024 году и как они изменят школы.

С чем столкнулись школы в 2023 году?

Система школьного образования в глубоком кризисе давно, нынешний год ещё один в череде других. Общеобразовательная школа — продукт системы массового образования — выросшая в индустриальный век, воспроизведённая по модели элитарных образовательных учреждений прошлого. Взяли всё самое необходимое от частных заведений и подстроили под тогдашние реалии. Вот так получился образовательный промышленный конвейер, отвечавший и духу времени, и экономическим потребностям.

Сегодня дети уходят из очных школ по причине неблагоприятного школьного климата, подавляющего личность. Подтверждение этого можно найти в одноименном большом исследовании, проведённым Д.А. Александровым и его коллегами из ВШЭ. Выводы неутешительные, понятие эмоциональной развитости как явления в рядовой школе практически отсутствует. Учителя преимущественно сосредоточены на развитии когнитивных функций: память, внимание, речь. В конечном итоге такое состояние дел влияет на развитие ребенка: он может обладать феноменальной памятью или быть талантливым музыкантом, но из-за страхов или тревоги его талант вряд ли окажется замеченным.

Проблемы развития эмоциональности не решаются дополнительной дисциплиной. Школа столкнулась с массой вызовов в последнее время и заниматься такими вопросами просто некогда. К 2030 году университеты всего мира должны подготовить 69 млн учителей — это позволит удовлетворить право всех детей на образование. К сожалению, достичь таких показателей в столь короткие сроки просто невозможно.

Онлайн-образование – уже реальность?

Естественно! Только в России насчитывается сто тысяч детей, учащихся онлайн. Я ожидаю, что в 2024 году онлайн-школы станут вровень очным. Пока что некоторые родители воспринимают онлайн как какую-то экзотику, но это – временно.

Главное — онлайн-школа удешевляет процесс передачи знаний, делает образование более доступным. Ребенок может в любое удобное время присоединиться к живым занятиям именитого профессора и сделать для него домашнее задание, которое тот посмотрит и даст обратную связь. 

Онлайн поможет решить проблему нехватки учителей. Безграничность виртуального мира даёт больший охват аудитории на одного педагога. Некоторые уроки вовсе работают без человека: достаточно подготовить контент (аудио, видео, тексты), а после заниматься только его редактурой. Я изучил достаточно систем дистанционного обучения (СДО), чтобы понять: знания стремятся в телефон, чтобы конкурировать с деструктивными социальными сетями. Уже сегодня ребёнок может в наушниках слушать лекцию учителя на прогулке в лесу или на берегу моря.

Российские онлайн-школы демонстрируют высокое качество образовательных диджитал-продуктов по ряду критериев в сравнении с зарубежными. Российские решения в области EdTech опережают зарубежные аналоги по ряду показателей: функциональность, дизайн, интерактивность и геймификация. 

Геймификация

Простите, но это реальность. Людям нравится играть. Внесите элемент геймификации в учебный процесс и вы получите более внимательных и заинтересованных детей. На взрослых такие методы работают тоже.

Геймификация – общемировой тренд, который применяют во многих сферах деятельности. Все движется к тому, что скоро школы станут подобием компьютерной игры, где ты – персонаж, которому нужно проходить квесты и получать учебные “ачивки”. 

Индивидуализация

Все так много об этом говорят, но мало делают, хотя решение уже давно готово и стынет — тьюторское сопровождение.

Тьютор — профессиональный педагог, который помогает ребенку присваивать знания о самом себе и навыки самостоятельности. Тьюторское сопровождение отлично вписывается в дистанционные формы обучения. 

Ребёнок может повлиять на расписание, распределить часы, добавить предметы, взять паузу, озвучить проблему, сделать учебный проект. Позиция тьютора предполагает серьёзную ответственность, поэтому и кандидатура должна быть соответствующей, но пока таких людей очень мало.

Конечно, тренды и тенденции с течением времени могут видоизменяться и принимать другие формы. Но в текущей реальности развитие образовательной сферы все равно будет сопряжено с развитием технологий и необходимостью проявлять индивидуальный подход. Будем надеяться, что наши школы смогут вовремя адаптироваться под новые реалии и выйти на новый уровень.

Читайте также: Как мотивировать ребенка усерднее учиться?

Редакция/ автор статьи
Mamamobil.ru