Как мотивировать ребенка учиться? Разбираемся вместе с авторами бестселлера «Самостоятельные дети» Уильямом Стиксрудом и Недом Джонсоном.
Многие читатели, вероятно, знакомы с работами психолога Кэрол Дуэк, которая достаточно долго изучала мотивацию детей. Согласно теории доктора Дуэк, некоторые дети имеют установку на рост: они уверены, что самостоятельно могут развивать свои способности. Считается, что дети с установкой на рост воспринимают неудачи как часть процесса обучения и, реагируя на неудачи, начинают больше стараться. Если они испытывают трудности с учебой, то не сдаются, а, наоборот, как бы включают форсаж. Таким детям интересно учиться и узнавать что-то новое, а не только получать хорошие оценки; они понимают, что их усилия помогают им интеллектуально расти и развиваться, и они открыты для обратной связи.
Исследования показывают: так как дети с установкой на рост мотивированы внутренне, у них повышена доступность дофаминовых рецепторов, а кроме того, они острее реагируют на свои ошибки. У другой категории детей мышление фиксированное: они убеждены, что их набор врожденных способностей остается неизменным в течение всей жизни. Они стремятся получить внешнее признание, избегают любых ситуаций, в которых будут выглядеть глупыми или беспомощными (а потому уклоняются от решения сложных и необычных задач), а также считают, что, если они будут стараться, это станет доказательством того, что они не очень умны, или не очень спортивны, или недостаточно музыкально одарены.
Работы Дуэк послужили стимулом для создания различных психологических практик, направленных на развитие у учащихся установки на рост. Однако несколько недавних исследований показали, что заставить детей изменить свой образ мыслей достаточно трудно (по крайней мере, на уровне психологической помощи в школе) и что, даже если это происходит, у детей не всегда улучшаются когнитивные способности и успеваемость и не всегда перенастраивается фокус внимания с оценок на процесс обучения. Иногда подобные ментальные вмешательства становятся даже контрпродуктивными.
Например, нельзя говорить детям, что они могут делать все, что им вздумается, ведь на самом деле это совсем не так.
Безусловно, в концепции личностного роста существуют определенные ограничения. Тем не менее многие идеи Кэрол Дуэк могут быть полезными, и мы считаем, что родители способны добиться больших успехов, формируя у детей установку на рост, чем школьные программы психологической помощи. Вот почему далее мы подробно рассмотрим ключевые факторы, которые укрепляют у детей готовность справляться с трудностями и уверенность в том, что они могут становиться лучше и лучше.
Делайте акцент на том, что для хороших результатов нужно много и упорно трудиться
Билл часто говорит детям, которых консультирует: «Если ты трудишься над чем-то с особым старанием (например, чтобы научиться лучше читать), все больше и больше клеток твоего мозга включаются в совместную работу и становятся как бы частью “читающей команды”. Именно так благодаря нашим усилиям меняется наш мозг». Тестируя детей, которые чрезмерно болезненно воспринимают любые свои промахи и склонны сразу сдаваться, Билл подбирает такие тесты, где от ребенка требуется сконцентрировать внимание, чтобы выполнить довольно сложное задание. Наблюдая, как стараются его подопечные, Билл подбадривает их: «Я вижу, тебе нравится решать сложные задачки. А ведь многие дети, которых я знаю, бросили бы этот тест, так и не сделав его. Но ты не отступил. Молодец. Ты старался найти ответ, даже если не был уверен в нем. Меня это очень радует, потому что именно так люди добиваются успеха».
В подобной ситуации родители могут сказать: «Сынок, ты очень хорошо потрудился над этим заданием!» Если же ребенок отступает перед сложной задачей, мы советуем родителям поддерживать ребенка такими фразами: «Да-а, задачка попалась не из легких. Но я уверен: если ты постараешься, то обязательно справишься и с этим, и с другими подобными заданиями и почувствуешь себя настоящим победителем». Или: «Я прекрасно помню тот год, когда ты начинал играть в бейсбол. Тогда у тебя совсем не было опыта. А сегодня я увидел твои три удара — это было супер! Теперь я понимаю, что значит упорно тренироваться».
Секреты работы мозга
Развитие мозга зависит от того, с какой интенсивностью мы пользуемся им, — и это должен знать каждый. В раннем детстве и подростковом возрасте мозг человека наиболее пластичен, или податлив. Нейронные связи, которые используются часто, укрепляются, а неиспользуемые исчезают в ходе процесса, называемого обрезкой (или прунингом). Другими словами, дети — и особенно подростки — обладают огромным потенциалом, чтобы формировать свой мозг и делать его умнее, эмоционально сильнее и здоровее.
Вот как это выглядит под условным микроскопом: по мере того как человек учится и развивает какие-то навыки, его мозг вовлекает в работу все большее количество нейронов — этот процесс называют долгосрочным потенцированием. Синапсы (возможно, вы помните их из школьного курса биологии) являются точками соединения между нейронами и усиливают их связи друг с другом, кодируя таким образом конкретное событие, стимул или мысль.
Проделав совместную работу единожды, нейроны стремятся повторять это, своей консолидированной энергией побуждая соседние клетки присоединиться к веселью. В ходе этой вечеринки нейроны связываются вместе, и даже небольшая активность в одном из них запускает весь блок, закрепляя воспоминание или навык, благодаря чему воспоминание становится более доступным, а навык доводится до автоматизма. Те нейроны, которые вместе запускаются в работу, соединяются между собой. Предположим, вы разучили новую музыкальную пьесу, и уже через час после этого электронный микроскоп покажет, что дендриты (разветвляющиеся контактные точки между нейронами) выросли и образовали новые расширения.
Каждый раз, когда ребенок осваивает новый навык или получает новое знание, все большее количество клеток мозга объединяется, именно поэтому дети улучшают свои навыки, когда они над чем-то упорно работают, даже если им приходится нелегко. Билл использует этот способ, чтобы побудить детей с нарушениями в обучении настроиться и с тем же усердием, с каким они занимаются интересными для них вещами (которые они делают без особых усилий), приступить к чтению или письму (даже если это дается им с трудом). Билл рекомендует чередовать короткие периоды интенсивной работы с такими же периодами отдыха — так мозгу проще закреплять новые знания или навыки.
Еще один процесс, благодаря которому детский мозг обладает такой пластичностью, — образование миелина. Миелин выполняет роль изоляции вокруг провода-нейрона. Нейроны соединяются волокнами — аксонами, говоря научным языком. Миелин — это жирное белое вещество, которое покрывает эти волокна и обеспечивает быструю связь между нейронами. После того как вокруг аксона образуется миелин, скорость этой связи может возрасти до двухсот раз. Так в белом веществе мозга появляются пути. Работая мозгами, мы увеличиваем скорость миелинизации. Вот почему люди, которые постоянно читают, проводят расчеты и много думают, со временем делают это быстрее и лучше. И вот почему нам на написание этой главы понадобилось гораздо меньше времени, чем на написание первой.
Нам, взрослым, очень полезно знать, что мозг детей и подростков — это такая рабочая лошадка, которая запускает в работу нейроны и стимулирует образование миелина.
Говорите детям ободряющие слова, отмечая их настойчивость, улучшение результатов и правильную линию поведения, которая помогает детям добиваться успехов
Положительная обратная связь поддерживает внутреннюю мотивацию ребенка, формируя у него чувство компетентности. (Вспомните табурет на трех ножках!) Однако доктор Дуэк не советует говорить детям, что они умные, или отличные спортсмены, или одаренные музыканты: привлекая внимание к врожденным способностям детей, мы поощряем развитие у них фиксированного мышления. Вместе с тем очень важно проговаривать детям слова поддержки, чтобы похвалить их за то, что они пытаются освоить навыки, которые, возможно, даются им совсем нелегко.
- Я видел, что ты очень расстроился, но ты все равно старался решить эту задачу.
- Я знаю, что многие дети спасовали бы перед такими трудностями, но ты не отступил. Это здорово!
- Ты нашел очень интересный способ решить этот пример. Я бы никогда до этого не додумался!
- Я посмотрел твои рисунки для урока природоведения. Мне очень понравилось, ты научился прекрасно рисовать. Без ученья нет уменья!
- Я понимаю, пока еще ты не научилась так хорошо читать, как тебе хочется. Но я вижу, что ты уже многого достигла, и я уверена, если будешь стараться, ты сможешь сделать еще больше.
- Видишь, сынок, твои старания принесли достойный результат!
- Я помню, что раньше ты с трудом подтягивался на турнике три раза, а теперь запросто подтягиваешься двенадцать раз!
Используйте в разговоре с ребенком слово «пока» («пока что», «пока еще»)
Добавляя в свое обращение к ребенку это короткое слово, вы сразу даете ему установку на рост! Вот несколько примеров.
- Никто из нас не умеет делать все на отлично, и любой человек при желании может научиться делать что-то хорошо, если будет регулярно практиковаться. Ты пока не очень силен в алгебре (или в другом сложном навыке), но ты можешь разобраться, как решать уравнения с двумя неизвестными, если прорешаешь все примеры из сборника.
- Да, ты пока не научился брать этот аккорд… Ничего страшного, потренируешься — и научишься.
- Пока еще ты не понял, как делить на девять. Но ты обязательно разберешься. Посмотри, с делением на восемь ты уже справился!
Не оставляйте без внимания достижения ребенка, которые поддерживают у него веру в себя и свои силы
Есть большая разница между фразами «Ты отлично справился — я горжусь тобой!» и «Ты усердно работал над этим проектом; я видел, что ты несколько раз все менял, пока не получилось так, как ты задумал». Первая фраза формирует у ребенка мышление угождающего, а вторая — мышление роста. Мы считаем, что положительную обратную связь нужно давать, используя поощряющие или одобряющие ребенка формулировки, а не перехваливая ребенка. Наша задача — донести до ребенка, что мы внимательны к нему и видим, как он старается, но не подталкивать ребенка угождать нам любыми способами. Смысл в том, чтобы ребенок стремился достичь тех целей, которые он сам себе поставил. Вот несколько вдохновляющих примеров.
- Ты придумал невероятно интересное продолжение истории, а не ограничился только пересказом сюжета.
- Твой набросок выглядит потрясающе: складки на рукавах выписаны настолько точно, что так и хочется к ним прикоснуться!
- Ты починил своего робота! Как ты выяснил, какая именно деталь сломалась?
- Как я ценю твою помощь! Ты выгулял и накормил собаку, когда увидел, что я задерживаюсь на работе.
- [Вариант для учителя или репетитора] О-о-о, ты первый, кто понял, как решить эту головоломку! А как тебе удалось найти верное решение? О чем ты при этом думал?
Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому показывайте детям на собственном примере, как настроиться на мышление роста. Вот еще несколько фраз, которыми вы можете воспользоваться.
- Как хорошо, что я заранее отрепетировала презентацию. Каждый раз, когда я ее повторяла, я чувствовала себя более уверенно.
- Утром я попытался починить кран в ванной, у меня ничего не получилось, я решил, что я тупица, и хотел все бросить. Потом я подумал: не посмотреть ли мне еще раз видеоролик из интернета — может быть, я все-таки разберусь. И правда, я все сделал сам!
- Меня переводят на другую номенклатуру — мне предстоит освоить новую программу. Наверное, поначалу я буду чувствовать себя немного не в своей тарелке, но я не сомневаюсь: у меня все получится, потому что я ждала этого повышения и буду очень стараться.
Отрывок из книги «Этот подросток сведет меня с ума! Как говорить с почти взрослым ребенком», Нед Джонсон и Уильям Стиксруд (МИФ, 2023). Именно сейчас, когда ваш сын или дочь взрослеют, важно сохранить свой авторитет, причем без давления и наказаний. И если прежние ваши методы влияния не работают, то обратитесь к этой книге.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад и школу? Отвечает психолог