Сегодняшние четвероклассники начнут работать в 2028 году. Первые дети у них появятся в 2035-м. На пенсию они выйдут в 2075 году. О какой «перспективной работе» может идти речь, если мы не знаем, как будет выглядеть в это время мир? Как подготовить детей к будущей жизни?
ЧТО НАМ НУЖНО ДЛЯ БУДУЩЕГО
Первый же навык, который, по мнению шведов, будет необходим нам всем в будущем, — умение учиться и адаптироваться к новому.
Второй — умение работать в команде. «В жизни вы будете работать с разными людьми фактически всё время, — говорит Кристиан Веттель, заместитель директора в шведской школе Kunskapsskolan. — А не встречать одних и тех же людей в офисе на протяжении многих лет».
Третий — понимание разных культур: «Знание сильных и слабых сторон различных культур помогает вместе добиться лучшего результата. Если мы сможем научить школьников находить решение в любой ситуации и с любыми людьми — значит, создадим лучшую атмосферу в мире, когда они закончат учебу».
Еще один навык — умение планировать, ставить цели и нести ответственность за их выполнение.
Наконец, самый странный — «жить в цифровом мире». Разве сегодняшние первоклассники не родились с таким навыком? «Нет. Им кажется, что они справляются с цифровыми инструментами, — говорит Кристиан. — Но в мире есть куча вещей, в которых компьютер не поможет: например, улучшить свой почерк. Мы всё время слышим, что школьники знают компьютеры лучше, чем учителя. Да, школьники больше играют в игры и лучше знают некоторые программы, но им нужно практиковаться в том, как сортировать, планировать и как использовать информацию».
КАК ШВЕДЫ ВИДЯТ ОБРАЗОВАНИЕ
Подход «одно образование для всех» больше не работает».
В начале семестра школьники общаются с преподавателями на тему «развития личности». Они ставят цели, а затем в зависимости от них и уровня подготовки разделяются по группам. Никаких «отстающих» и «отличников», все равно по требованию шведского правительства к окончанию школы у всех должен быть определенный набор высшего балла «А».
«Все исследования говорят, что просто поместить лучших учеников вместе — это не решение, — говорит Кристиан. — Здесь школьников делят на группы в зависимости от того, что им нужно выучить и какие методы для этого использовать. Коучинг нужен, чтобы убедиться: цели ученика не подменяются — это чего хочет он сам».
Как человек, ненавидевший в школе математику, я задаю Кристиану свой главный вопрос. Раз у меня есть выбор, могу ли я просто отказаться от алгебры и геометрии разом?
«Нет, «не хочу учить математику» — это не выбор, — рушит мои надежды на корню Веттель. — Персональный коуч смотрит на твою прошедшую неделю и понимает, что подходит тебе для домашней работы, а что для работы в классе. Если математика у тебя дома «не идет», ты можешь выбрать изучать ее только с учителем в школе». Роль преподавателя — скорректировать твое расписание так, чтобы ненавистные логарифмы занимали только достаточное для сдачи выпускного экзамена время. А всё остальное время ты учил предметы, которые потребуются тебе для выбранной профессии или попросту больше нравятся.
Более того, роль преподавателя — найти нужные слова для поддержки твоей мотивации.
Больше интересного о школьном образовании будущего в книге «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди», Александр Мурашев (ЭКСМО, 2019).
Современная школа больше не работает. Целый год я ездил по школам в разных странах мира. Подмечал мелкие детали образования, которые формируют нас и готовят к реальной жизни. Посещал учебные заведения, в которых мечтал бы учиться, если бы знал об их существовании раньше. И пытался узнать секрет учителей, которых мы помним десятилетия спустя после окончания школы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Школа “Летово” начала принимать заявки на следующий учебный год