Мы живем в эпоху, когда огромное количество разных меньшинств заявило о себе и получило на это заявление противоречивые ответы.

Нетерпимость, увы, никогда не исчезала из общества. Просто раньше всех «других» порицали, не особо разбираясь, чем они непохожи. А сейчас эти «другие» обрели имя и голос, но это не помогло им избежать порицания. Объяснить ребенку, почему так происходит, и защитить его от предрассудков – очень важная задача для родителей.

Так как же помочь своим детям понять все это? И как защитить их от худшего, особенно если вы находитесь в группе, которая может быть объектом ненависти?

Два эксперта – доктор Шерри Р. Леви, который изучает развитие, поддержание и снижение предрассудков среди взрослых и детей на кафедре психологии в Университете в Стоуни-Брук в Нью-Йорке, и доктор Ава Зиглер, практикующий детский психолог, бывший директор Института для детей, подростков и семьи в Нью-Йорке, автор книги «Как мне объяснить это своим детям? Воспитание детей в эпоху Трампа» – дали ответы на самые распространенные вопросы о борьбе с расизмом.

Как нам говорить со своими детьми о том, что происходит прямо сейчас?

Доктор Зиглер: Это зависит от возраста ребенка. Дети дошкольного возраста действительно нуждаются в защите от шокирующих новостей. Потому что это очень-очень трудно для ребенка – осознать ненависть и насилие в таких масштабах, как мы нередко видим на телеэкранах. Если они всё же что-то услышали, вы можете предложить альтернативные реалистичные объяснения. Например, можете сказать, что некоторые люди просто очень сердиты и полны ненависти, но мы делаем все возможное, чтобы защитить нашу страну и семью от этих людей.

Детей школьного возраста нельзя уже просто изолировать от подобного. Они могут сами посмотреть новости, услышать, как об этом говорят в школе взрослые или другие дети. Тогда вы можете объяснить, что уже довольно долго существует небольшая группа людей, которые не верят, что мы все созданы равными. Но обязательно подчеркните, что мы не согласны с ними, что ваши законы говорят об обратном. Чем ближе ваш ребенок к подростковому возрасту, тем больше информации и примеров вы можете добавить к этой мысли. С подростками уже можно говорить о нетерпимости без попыток смягчить реальность.

Почему важно говорить с детьми о расизме и предвзятости?

Доктор Леви: Предубеждение появляется у детей в самом раннем возрасте. К 4 или 5 годам большинство детей могут определить расу или этническую принадлежность людей. В возрасте от 7 до 10 лет у детей начинают складываться сложные представления о сходствах и различиях между группами. Даже если мы не видим и не слышим о расовых конфликтах и обидных прозвищах, это не означает, что дети не подвергаются — или не участвуют — в таких актах. Хотя предрассудки среди детей младшего возраста, как правило, не так враждебны и обидны, как у подростков и взрослых, они по-прежнему вредны для всех участников.

Где дети набираются расистских терминов или идей?

Доктор Леви: СМИ, родители, учителя, друзья, братья и сестры – все могут влиять на формирование детских установок. Кроме того, имейте в виду, что дети быстро замечают несоответствия между тем, что мы говорим, и тем, что мы делаем. Будьте уверены, что ваши действия соответствуют вашим наставлениям о терпимости, иначе дети будут следовать вашим действиям, а не вашим словам.

Что должны делать родители, если над их ребенком издеваются в школе?

Доктор Зиглер: Ваши дети должны быть уверены, что могут поговорить с вами об этом. Спрашивайте их, хвалите, когда они делятся с вами своими переживаниями, жалейте их. Если вы узнали, что ваш ребенок подвергается насилию в школе, обязательно обговорите с ним эту ситуацию, вместе подумайте, как вы собираетесь ее решить. Поговорите с учителями, директорами и методистами.

Что нужно сказать, если вашего ребенка обзывают «другим» или он сам обзывает?

Доктор Леви: Расистские высказывания среди детей младшего возраста почти всегда неосознанные, дети не хотят причинить вред другому человеку. В возрасте от 7 до 9 лет дети уже могут поставить себя на место другого человека, поэтому стоит показать им, как определенные замечания наносят вред людям. Вы должны заменить отрицательное значение слов положительным примером. Расскажите детям о выдающихся людях разных наций и вероучений: Мохаммед Али, Махатма Ганди, Мартин Лютер.

Это великолепная возможность рассказать детям о многообразии и богатстве разных культур. Здесь очень важно, чтобы дети узнали не столько о наших различиях, сколько о наших сходствах. Поэтому, хотя вы можете указать на различия в одежде, еде или праздниках, не забудьте подчеркнуть, что люди в других культурах разделяют многие наши заботы и желания: веселиться, заботиться о животных, проводить время с семьей. Если говорить только о различиях, то это лишь подкрепит у ребенка предубеждения.

Переводом статьи занималась Софья Мошкова

Подпишитесь на наши новости
Ваш e-mail:

Вам будет интересно!
500