«Левша» Николая Лескова в иллюстрациях известного советского художника

В издательстве «Малыш» перевыпущено легендарное издание «Левши» Николая Лескова в иллюстрациях известного советского художника и мультипликатора Аркадия Тюрина (1932–2003). Изначально художник создавал иллюстрации для своего дипломного проекта, а в 1964 г. он в качестве художника-постановщика занимался подготовкой мультфильма «Левша» под руководством знаменитого режиссера И. Иванова-Вано. Спустя годы Аркадий Тюрин снова взялся за иллюстрирование «Левши», уже используя анимационные приемы. Впоследствии издание с обновленными рисунками художника было номинировано на государственную премию СССР. О том, как создавался этот шедевр книгоиздания и мультипликации, мы поговорили с дочерью Аркадия Тюрина, художницей и художественным редактором издательства «Малыш» Марией Тюриной.

«Левша» — центр творческого притяжения в жизни художника Аркадия Тюрина

Для отца «Левша» был делом всей жизни. Он занимался им всегда. В своих записках он пишет:

«Японская пословица гласит: есть два сорта дураков: первые – те, кто так и не взошёл на Фудзияму, вторые – те, кто поднялся на неё второй раз. Меня смело можно отнести ко второму сорту — я «поднимался» на «Левшу» больше десяти раз…»

И это действительно так! Всё началось с курсовой работы на первом курсе ВГИКа. Иван Петрович Иванов-Вано, который был руководителем этого курса из шести человек, предложил студентам две темы: «Новое платье короля» Андерсена и «Левшу» Лескова. Единственным, кто выбрал «Левшу», был мой отец. Ему же он посвятил свою дипломную работу. Это были такие гигантские листы, и каждый сопровождался цитатой из сказа, вкомпанованной в само изображение. Это был лубок!

Задача изначально была масштабной – это же ВГИК, замысел фильма. Иван Петрович Иванов-Вано мечтал поставить мультфильм по этому произведению и начал писать сценарий ещё в 1932 году, в год рождения Аркадия Тюрина. Осуществления замысла пришлось подождать. Мультфильм последовал вскоре после диплома, отца пригласили в качестве художника-постановщика. После мультфильма последовала серия открыток. Потом гознаковское издание 1973 года. И для каждого нового издания отец создавал новый материал. Например, выходило миниатюрное издание, в котором был использован анимационный приём – блоха плясала на полях. Кстати, о танце блохи.

О совместной работе с Юрием Норштейном

Мультипликатором на фильме был Юрий Борисович Норштейн, с которым отец очень дружил, у них много общих фильмов и он анимировал процентов 40 мультфильма «Левша». И танец блохи в мультфильме полностью сделал он, тогда ещё совсем молодой, начинающий мультипликатор. Позднее они много работали вместе, Юрий Борисович часто бывал у нас дома со своей женой Франческой Ярбусовой.
«Левша» — кукольный мультфильм. Именно на Левше были впервые открыта техника перекладок, которая делает эмоциональную палитру персонажей более живой и объёмной. Впоследствии она много использовалась в мультфильмах.

Левша и Гагарин

Отец приступил к работе над большой графической серией, которую рисовал до последних дней. Там около 150 листов. Большая часть их размером 75 на 150! Сейчас 58 листов этой серии находятся в Тульском художественном музее. Она выполнена в технике перо, тушь и акварель. На бумаге натянутой на планшет. Отец был прекрасным живописцем, учился у Пименова, закончил Суриковскую художественную школу. Многие коллеги, знакомые с его талантом на этом поприще, были очень удивлены, что отец с головой ушёл в графику. Я думаю, это случилось именно из-за встречи с «Левшой» и лубочным искусством.

Его увлечение этой темой совпало с полётом Гагарина. То, что именно русский человек изобрел ракету и первым покорил космос, было для отца потрясением. Он, кстати, был первым художником Байконура. В музее Байконура огромное количество его работ. Так восхищение первым полётом Гагарина для него соединилось с образом Левши.

О подготовительной работе над книгой

Когда он начинал работать над Левшой, то не видел классических рисунков Кузьмина, так что его взгляд получился максимально независимым. Огромное количество подготовительных материалов отец собрал в командировках. Так, тему Англии он собирал в Таллине. Сохранилось множество потрясающих набросков. Много материала для аглицкой кунсткамеры собрал в Ленинграде – в Морском и Артиллерийском музеях. Посетил Тульский новометаллургический завод, и так далее.

Звёздное окружение Аркадия Тюрина

Однокурсником моего отца был Валерий Левенталь, который стал потом главным художником Большого театра. Иллюстратор Юрий Богородский – ещё один однокурсник, с которым они были дружны. Одним из его учителей был Анатолий Сазонов, высоко оценивала творчество отца Наталья Кончаловская, внучка Сурикова, чем он очень гордился.

О новом издании «Левши» и тонкостях профессии

Я очень благодарна, что эта книга вышла. Издание приближено к одному из самых красивых изданий «Левши», гознаковскому. Сохранены все картинки, книжка получилась в двух обложках.

На мой взгляд, и детская, и подростковая, и взрослая книга требуют одинаково серьёзного подхода к иллюстрированию. Эта работа требует полной самоотдачи. Поэтому в нашем деле не задерживаются случайные, своекорыстные люди. Я пришла в «Малыш» из «Детгиза», куда меня привёл отец. Я работала с многими прекрасными художниками. В то время главным художником был Борис Александрович Дехтерев. А уже здесь, в «Малыше», когда он стал частью АСТ, на моих глазах сформировалась команда людей, которые до сих пор работают вместе. Это очень любимая работа и все, кто здесь работает – энтузиасты и профессионалы высокого класса. Это очень притягивает.

Редакция/ автор статьи
Mamamobil.ru

В Telegram нас читать удобнее:)

Перейти

Он будет закрыт в 27 секунд