Школа общеобразовательная учит по государственной программе, выполняет прежде всего государственный заказ, и в том числе — заказ на «передержку детей».
Это означает, что в ней будет такое количество ребят со всего района, которое она в принципе способна вместить физически. Высокая плотность учеников в классе — очень плохо для «началки», но в принципе не смертельно для средней и старшей школы. Это то, к чему родителям нужно быть готовыми.
Общеобразовательная школа дает стандартизированный средний уровень образования, там работают такие же стандартизированные средние педагоги. Никого сейчас не хочу обидеть: однозначно существуют «звезды», гении и прекрасные люди среди учителей, но мы говорим про «среднюю температуру по больнице».
Также среди общеобразовательных школ, особенно в крупных городах, попадаются высококлассные учебные заведения, куда отбирают лучших учителей, используют лучшие госпрограммы, находят деньги на качественный ремонт. Там усиленная академическая составляющая и, наверное, есть еще всякие разные бонусы, особенно в столице — и это бесплатные муниципальные школы, куда можно пойти по прописке, иногда даже по желанию. Тем не менее такое райское место остается государственной школой с большим количеством учеников, со своим собственным видением, собственной программой и крайне малым участием родителей в школьной жизни.
Частные школы, по моему личному опыту, бывают двух основных видов: первый — почти обычная школа, только плотность учеников меньше, учителя круче, более свободная программа, выше академическая нагрузка. Туда отбирают очень умных детей, а среди умных — тех, у чьих родителей есть деньги. Интересная, хотя и специфическая, история. В целом на верхнем уровне получается такая мясорубка, соковыжималка, а на выходе — действительно очень умные и зачастую очень нервные дети.
Второй вариант — школа с альтернативным подходом, где во главе угла — личностное развитие, гуманизм, гуманная педагогика, психологизм и все на свете. Обычно там страдает учебная часть, поскольку программы обучения сильно зависят от личности основателя этой школы, но в целом атмосфера спокойная и свободная. Ребенок осваивает программу, даже сидя дома за компьютером — по онлайн‑урокам. Это реалистично, пусть и подходит далеко не всем.
Скажите, а вы задумывались, зачем вообще нужна школа? На кой черт она присутствует в жизни ребенка? Напомню, что обязательное всеобщее среднее образование — это интерес государства, а не наш собственный.
Экономико‑социальная польза. Школа должна обеспечить достаточный уровень подготовки, чтобы человек был экономически эффективной единицей и мог получить специальное или высшее образование. От подрощенного члена общества государству нужны хорошая экономическая отдача и социальные гарантии, что он занят чем‑то полезным, а не варит галлюциногенный мед или не прыгает с крыши.
Знание. Прямая обучающая (просветительная) функция. Родители, безусловно, хотят, чтобы школа дала детям знания, с которыми они могли бы стать замечательными, успешными и самостоятельными.
Воспитательная функция — которую мы втихаря перекладываем на школу, а школа ее активно отпихивает. Обратите внимание, это тоже важная часть развития человека, потому мы выделяем ее в самостоятельную функцию.
Организация свободного времени подрастающего поколения. Вкратце — это «передержка для детей», пока родители заняты работой. Школа — такое место, где учатся не только читать, считать и писать, но и общаться, взаимодействовать с другими людьми. По сути, к этим четырем функциям — передержка, знание, воспитание, социализация — сводится все, что делает любая школа. И в зависимости от того, что вам важнее, вы (при наличии вариантов) выбираете учебное заведение.
Не надо ждать от школы больше, чем она может дать. Сама по себе она не является источником знаний. Она — место, где присутствуют носители среднего уровня зна‑ ний по разнообразным направлениям. Со всеми этими направлениями можно познакомиться, соприкоснуться — а потом, если захочется, самостоятельно изучать то, что понравилось. И все! Считать, что школа сделает глупого умным, — чрезмерный оптимизм.
Отрывок из книги психолога Никиты Карпова «Чертова школа! Как перестать мучиться из-за учебы».
Никита Карпов — детский и подростковый психолог с более чем 20-летним стажем. Он как никто другой понимает, что происходит в головах подростков, потому что ежедневно находится в эпицентре пубертатных сражений между детьми и родителями. Спасая и тех, и других, возвращает в семьи спокойствие и доверие. С каждой новой книгой Никита Карпов открывает читателям глаза на важные вещи и помогает наладить отношения с детьми, сохранив здравый рассудок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Не могу описать, как я страдала». Наталья Андрейченко рассказала, как её сын пошёл в немецкий детсад