Часто можно услышать от взрослого, что с рисованием у него не сложилось. Откуда же берутся такие убеждения и в какой момент начинаются сомнения? Как разглядеть и развить в своем ребенке талант? Справедливо ли считают, что талантливы все дети? В теме разбирается Жанна Казанская, мама пятерых детей и основатель сети детских садов «Интересный детский сад».
К сожалению, ни я, ни вы не стали великими Бетховенами, да Винчи, Айвазовскими и Чайковскими, хотя я уверена, что потенциал был, потому что очень многое тут зависит от родителей, учителей, окружения и условий. Получается, мы зарыли свои таланты где-то там, на границе детства и юношества, вступив во взрослую жизнь. Но почему так получилось? Когда мы упустили наш талант, возникший ниоткуда, так изумительно проявлявший себя в детском саду и в школе, но исчезнувший в период взросления и как не допустить этого с нашими детьми?
Мир искусства очень терапевтичный мир
К примеру, я не знаю лучшего учителя, чем искусство. Именно через него взрослые могут развивать в себе и в ребенке качества, необходимые для социализации: уважение к труду, видеть красоту, любовь к прекрасному, человечность. Искусство помогает расширять кругозор, узнать самих себя, подумать над своей позицией в отношении поступков ребенка, а в итоге стать верными союзниками своим детям.
Я убеждена, что каждый ребенок обладает своими уникальными способностями и талантами, однако не всегда они проявляются сразу и явно. Родители могут помочь своему ребенку развить его таланты, предоставляя ему возможности попробовать разные виды деятельности и выявить, что ему ближе и что приносит больше удовлетворения.
Дело, как вы понимаете, не только в умении рисовать. Напомню, что речь идет о творческом начале, нестандартном подходе, проявляющемся у ребенка во всем. Изначально малыш, попадая в детский сад и школу, привыкает к тому, что от него зачастую требуют выполнить по образцу то, что следует делать. Трудности в воспитании детей неизбежны. Однако мы понимаем, что это самое настоящее счастье — наблюдать, как развивается наш малыш, как он познает мир и делает первые шаги в большом непростом мире.
В нашем пространстве «Интересного детского сада» мы выявили формулу из 6 составляющих, которая поможет сохранить в ребенке творческое начало и проявить его.
Насмотренность. С ранних лет важно создавать вокруг ребенка эстетическую среду. Обращать внимание на красоту природы, интересные и необычные предметы и вещи, красивых людей, удачно подобранные сочетания цветов в одежде или интерьерах. Посещать музеи и беседовать о том, что увидели, подчеркивая нюансы и детали, обогащая словарь ребенка новыми терминами, эпитетами, сравнениями.
Домашняя среда для творчества. Дома должно быть на постоянной основе выделено место, где ребенок может свободно творить. В свободном доступе в любое время должны быть разные материалы — бумага, краски, пластилин и т.д. Любой интерес ребенка к творчеству должен вызывать горячее одобрение у близких взрослых. Не должно быть порицания за то, что ребенок испачкался, пролил воду для рисования и т.д.
Рядом с ребенком должен быть человек, горящий идеей творчества. Это может быть кто-то из близких или учитель. Этот человек своим вдохновением и педагогическим талантом сможет увлечь и зажечь искру в ребенке.
Посещение вместе с ребенком различных творческих занятий — изучение различных техник, материалов, способов создания арт-объектов.
Ценность работ ребенка. Собирать готовые работы и устраивать выставки для близких и родственников, повышая в глазах ребенка ценность его деятельности, его самооценку как творца.
Отправлять работы ребенка на конкурсы и выставки, которые проводятся для творчески одаренных детей. Это даст ребенку уверенность, что его работы могут быть на высоком уровне.
Таким образом, отвечая на вопрос, можно ли воспитать гения, с уверенностью отвечаю — да, можно. Но тут важно помнить о соблюдении баланса между интересами ребенка и своими амбициями и ожиданиями. Важно понимать, что ребенок уникален и имеет свой путь в жизни, нравится он вам или нет. Наша задача — помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое призвание. Для этого необходимо создавать условия для развития творческих способностей, поддерживать и поощрять их проявление, а также помогать ребенку развивать настойчивость, уверенность в себе и умение преодолевать трудности. Важно помнить, что гением не рождаются, гением становятся благодаря своему труду, упорству и стремлению к совершенству.
Кроме того, важно помнить, что талант может проявляться в разных сферах жизни, не обязательно связанных с искусством. Важно научиться обнаруживать и развивать свои способности, независимо от того, в какой области жизни они проявляются.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: