Телесные наказания в воспитании детей давно перестали восприниматься как норма. Мало какой здоровый родитель всерьёз возьмется за ремень. Но подзатыльники и шлепки нет-нет да и проскальзывают во многих «воспитательных» моментах.
Однако педиатры занимают твёрдую позицию против. Американская академия педиатрии (ААР) опубликовала официальное заявление, в котором говорится, что методы поддержания дисциплины «не должны включать шлепки, другие формы телесных наказаний или словесного позора».
Предыдущее заявление ААР по этому вопросу было 20 лет назад и носило исключительно рекомендательный характер. Но совокупность исследований, собранных за последние два десятилетия, позволила педиатрам укрепить свои позиции в отношении телесных наказаний.
«Неприемлемые стратегии поддержания дисциплины, включая все формы телесных наказаний, крики и публичное пристыжение детей, малоэффективны в краткосрочной перспективе и совершенно неэффективны в перспективе долгосрочной», — такую причину называют авторы заявления, ссылаясь на многочисленные исследования по этой теме.
Одно исследование показало, что дети «возобновили то же поведение, за которое они были наказаны» через 10 минут после порки. В другом ученые связали суровые телесные наказания с уменьшением серого вещества и более низкими результатами по IQ-тестам. Также было доказано, что побои загоняют детей и родителей в порочный круг. Чем больше шлепков получает ребенок, тем дольше они действуют, а это приводит к постоянному увеличению числа шлепков.
«Отношения между родителями и детьми – одни из самых важных взаимоотношений в нашей жизни. И важно устранить или хотя бы минимизировать страх и насилие в них. Ведь эти отношения рождаются из любви», — сказал доктор Роберт Д. Сеге, педиатр в медицинском центре Тафтса в Бостоне, один из авторов заявления.
Результаты всех исследований лишь подтверждают это. Эксперты рады, что нынешнее поколение родителей всё реже шлёпают детей в воспитательных целях. Также они надеются, что тенденция сохранится и скоро родители откажутся от применения физической силы, стыда и унижения совсем. Ведь они всё равно не работают.
Но что делать, если малыш расшалился, а рука уже так и чешется? ААР предлагает такие методы:
Подайте пример. Расскажите ребенку, чего вы ждете от него в определенной ситуации.
Будьте ясны и последовательны, когда устанавливаете ограничения для детей. Объясните причину ограничения в соответствие с возрастом ребенка.
Держитесь курса. Объясните ребенку, что существуют последствия за нарушения правил, и будьте готовы следовать им. Например, если ребенок не уберет свои игрушки, когда его попросят, то взрослый заберет все игрушки до конца дня.
Слушайте. Это очень важно! Когда мы слушаем проблемы наших детей, мы можем понять причины их поступков.
Обратите на них внимание. По мнению ААР, самым мощным инструментом поддержания дисциплины является внимание: как для закрепления хорошего поведения, так и для прекращения непослушания.
Перенаправить внимание ребенка. Если дети безобразничают из-за скуки, отвлеките их чем-то другим. Заранее планируйте ситуации, в которых ребенок может заскучать. Дайте ему понять, что вам от него нужно. Пример: «Мама собирается голосовать завтра, и ты пойдешь со ней. Мне нужно, чтобы ты не отвлекал других делать выбор, а помог маме выбрать, за кого проголосовать».
Минута молчания. Когда правило уже нарушено, недолгий тайм-аут[1] может подействовать. ААР отмечает, что тайм-ауты лучше всего работают, когда мы предупреждаем детей, прежде чем дать тайм-аут, но без лишних слов и эмоций. И не переусердствуйте со временем: количество «минут молчания» примерно равно количеству лет малыша.
Воспитание не может строиться на наказаниях, особенно телесных. Только на любви, сочувствии и внимании.
[1] Аналог стояния в углу. Ребенка лишают гаджетов и общения на небольшой промежуток времени.
Софья Мошкова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хорошие учителя уходят из школы. Пришло время узнать: «Почему?»