Многие родители замечали подобную ситуацию, когда ребенок ведет себя послушно с бабушкой или воспитателем в детском саду, а при виде мамы или папы сразу начинает капризничать, перестает слушаться. Вместе с Наталией Дербеневой, детским психологом и со-основателем детского сада Infant School Хамовники, разбираемся, почему так происходит и как быть с этим родителям.
С чем связана разница в поведении?
Во-первых, родителю следует понимать, что никакой взаимосвязи между переменчивым поведением и тем, что ребенок больше любит няню, нежели маму или папу, нет. Во-вторых, непослушание и капризы – это далеко не всегда признак избалованности или плохого воспитания, поэтому винить себя не следует. Так в чем же причина?
Прежде всего, в силу того, что ребенок и его эмоциональный интеллект развиваются, он может вести себя по-разному с разными людьми. Этому следует порадоваться, ведь малыш учится различать людей, варьировать свое поведение в зависимости от ситуации. И он вполне четко считывает где и с кем можно немного побаловаться, а когда этого делать не стоит.
И, конечно, в кругу близких людей ребенок чувствует себя более расслабленно. Все точно так же, как и у нас, взрослых: с коллегами или знакомыми мы ведем себя совершенно иначе в отличие от друзей и семьи. По такому же принципу и маленький ребенок дает волю эмоциям в присутствии мамы или папы, с которыми ему комфортно и безопасно. Особенно это заметно, когда ребенок проводит день в саду, накапливает там энергию и эмоции, а вечером выплескивает их на родителей. Конечно, справиться с этим бывает сложно, однако важно помнить, что такое поведение – своего рода признак доверительных отношений между родителем и ребенком.
Что же делать?
Даже несмотря на то, что сама по себе смена поведения ребенка нормальна, пассивно принимать такие реакции тоже не стоит. Все это можно достаточно мягко скорректировать и помочь не только ребенку, но и себе легче переживать эмоциональные бури.
- Надо проанализировать и осмыслить в каких именно ситуациях случаются капризы и истерики. Иногда достаточно просто подождать несколько минут пока ребенок перестроится на новое поведение. Например, 10 минут объятий и спокойного принятия могут помочь успокоиться и вам, и малышу. Если же у ребенка случается истерика, как только вы уходите, проводив его в садик/к бабушке, попробуйте придерживаться одного алгоритма прощаний, пока он не привыкнет. Можно даже придумать собственный ритуал или оставить ребенку небольшую вещь вроде брелока, за которой он должен будет следить до вашего возвращения.
- Выискивайте положительные моменты в поведении и закрепляйте похвалой – это очень эффективный способ. Например, если ребенок переживает вашу отлучку легче, чем обычно, отметьте это. Можно обнять, сказать несколько теплых слов. Положительный стимул всегда работает лучше любых угроз, особенно в долгосрочной перспективе.
- Не предвосхищайте желания ребенка и не предотвращайте сложные для него ситуации. Очень важно дать малышу возможность самостоятельно тренировать навыки. Например, если он пока не умеет пить и обливается – не нужно отнимать у него стакан, дайте ему несколько раз облиться, чтобы он научился пить самостоятельно. Или если ребенок еще плохо говорит, попробуйте создать для него условия для тренировки речи, а не говорите за него. От самостоятельности и уверенности ребенка во многом зависит его поведение и количество истерик.
Не забывайте говорить с ребенком, учитесь принимать его состояние (“Я вижу, что ты злишься/радуешься/грустишь”), выражайте сочувствие (“Я тоже очень устал/а”). Дети нередко сами боятся своих эмоций, потому что пока что не в силах их контролировать. А поддержка и понимание со стороны родителя помогут ему успокоиться и постепенно разобраться со своими чувствами.