Прерывание беременности в Древнем Риме и в Древней Греции было обычным явлением. Вот только одних женщин за это наказывали, а других – нет. В чем смысл?
Разница между мальчиком и девочкой
Греков и римлян волновал один вопрос: на каком сроке плод становится одушевленным человеком? И тут все прислушивались к Аристотелю, который говорил, что к мальчикам душа приходит на сороковой день после зачатия, а к девочкам – на восьмидесятый (рождение девочки, по его мнению, вообще считалось «отклонением от нормы»). Все это означало, что пока душа не присоединилась к телу, можно прервать беременность. Но без последствий ли?
Древний Рим
В архивных текстах сказано, что если женщина в те годы прерывала беременность втайне от мужа или потому, что брак распался, а она «не хотела рожать ненавистному супругу», то власти имели право выгнать ее из города. «Если доказано, что женщина своим абортом причинила боль мужу, то наместник сошлет ее в изгнание», — писал Домиций Ульпиан, римский юрист.
Речь тогда не шла ни о плоде, ни о женщине, а исключительно о хозяине дома, имевшем, по мнению тогдашнего большинства, единоличное право принимать решения за семью. Задача женщины состояла в том, чтобы рожать детей, задача мужчины – решать, соответствует ли рожденный ребенок его требованиям. Так что если беременность наступала вне брака или мужчина сам выступал за аборт, наказание женщине не грозило.
Хотя нормальной контрацепции и не было, за аборт в браке грозило изгнание, семьи в древности не были многодетными. Октавиан Август, император и отец пятерых детей, обеспокоенный низкой рождаемостью элиты, в 18 г. до н. э. принял законопроект, пропагандирующий рождение.
Из-за этого женщинам тайно приходилось обращаться за помощью к травникам и акушеркам. Если процедура проводилась по желанию женщины и с согласия мужа, но об этом узнавали власти, то наказание нес тот, кто выполнял аборт. Их высылали из города и отправляли в шахты.
Древняя Греция
Гречанкам было гораздо проще. Аборт карался только в том случае, если его делала вдова. Об этом есть записи политика Лисия, жившего в Афинах: «Это преступление, лишать нерожденного ребенка имущества умершего отца». Таким образом, греки, как и римляне, ставили на первое место мужчину, его наследие и имущество, нежели будущее матери-одиночки.
В других ситуациях прерывание беременности было обычным явлением и до IV века н. э. – абсолютно законным. Хуже него считалось соблазнение чужого мужа или личная жизнь до брака. За это наказывали строго: женщину лишали права носить украшения, ходить в храм, вступать в брак. Именно за прелюбодеяние, а не за аборт, отец мог отказаться от дочери или продать её.
В общем, права женщин в Великой империи и в колыбели демократии целиком и полностью зависели от воли мужчин. Казалось бы, многое изменилось с тех пор, но увы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вот он, материнский инстинкт! Мама поймала ребенка за секунду до падения с кровати (видео)