Подготовка к школе, или родительское “Что? Где? Когда?”

Подготовка к школе

Подготовка ребенка к школе – волнующий процесс. Родителям предстоит решить, когда к ней нужно приступить, на каких занятиях сосредоточиться и стоит ли обращаться к специалистам? О том, как грамотно подготовить ребёнка к первому классу, рассказывает Камилла Ахмедова, психолог в Филипповской школе.

Когда начинать подготовку?

5-6 лет – тот самый возраст, в котором следует начать готовиться к поступлению в первый класс. Пятилетнему ребёнку уже посильны умеренные интеллектуальные нагрузки, адаптированные под его возраст. В это же время следует запланировать посещение логопеда. Это важно, поскольку логопедические трудности могут в дальнейшем сказываться на освоении чтения и письма. 

Бывают ситуации, когда подготовка к школе должна начаться раньше. Например, в четыре года, если у ребенка наблюдаются серьезные логопедические трудности и он разговаривает только короткими односложными фразами. 

Что нужно знать и уметь к первому классу?

В законодательстве не прописаны конкретные знания и умения, которыми должен обладать будущий первоклассник: например, должен ли он уметь читать и насколько бегло. Тем не менее, у школы могут быть определённые ожидания. Часто школы ориентируются на уровень знаний, умений и навыков, который предусмотрен программой ближайшего к школе или входящего в её структуру детского сада или предлагается на организуемых школой подготовительных курсах.

Если вы занимаетесь с ребёнком дома, стоит помнить, что навыки чтения и письма могут стать как конкурентными преимуществами, так и своего рода неудобствами. Например, если ребенок уже умеет читать и писать, решать непростые для своего возраста задачи, то ему потом может быть скучно на уроках.

Не стоит форсировать учебные занятия: это не единственная составляющая подготовки к школе.

Для меня, как психолога, важно, чтобы ребенок мог написать свое имя или что-то простое вроде “мама” или “папа”. Пусть печатными буквами и так, что некоторые буквы будут отзеркалены или перевернуты, но он должен уметь это делать. А вот чтению стоит уделить больше внимания – индивидуально этот навык поставить проще, чем в классе.

Иногда родители чрезмерно сосредотачиваются на “технической” задаче овладения чтением и счетом. Но в школе потребуется весь спектр когнитивных навыков: внимание, память и мышление. Развивать их можно при помощи самых разнообразных занятий, которые доставят удовольствие и детям, и взрослым:

  • чтение книг с обсуждением,
  • разглядывание и обсуждение иллюстраций и картин,
  • ведение дневника наблюдений или путешествий.

Когда ребенок может сосредоточиться на несложной задаче, переключиться с нее на другую, выучить стишок, дорисовать недостающую деталь на картинке, пересказать сюжет любимой сказки, все это – отличный показатель. Ну и, конечно, очень полезными будут понимание времени (знание месяцев, времени суток и т.д.) и умение уверенно держать ручку в руке.

Нередко случается, что дети с впечатляющей речью, свободно читающие и считающие оказываются к школе не готовыми. Ведь в школе у ребёнка будет совсем другая среда, умственная нагрузка, обязанности и график. У него останется намного меньше свободного времени. Он окажется в классе, где много детей, и не всё внимание взрослых будет посвящено именно ему. Всё это – стресс, и подготовка должна быть направлена на то, чтобы облегчить процесс адаптации первоклассника к этим новым условиям. Важно не забыть о социализации,  мотивации и развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Необходимо, чтобы ребенок уже мог осознавать авторитет учителя, слушаться его, доверять ему в вопросах обучения.

Важна и мотивация: у ребенка к 5-6 годам уже должны быть интересы и любимые занятия, потому что обычно определенный эквивалент им присутствует и в школе. Та же самая математика может заинтересовать ребенка, увлекающегося компьютерными играми.

Не стоит забывать и о навыках социализации: исследования показывают, что детям, которые ходили в сад или на подготовительные курсы, намного проще устанавливать контакт со сверстниками, принимать правила, переживать неудачи, выходить из конфликта и принимать критику от учителей.

Когда следует обращаться к специалистам?

Домашней подготовки, хорошего садика или подготовительных курсов вполне может хватить для того, чтобы поступить в первый класс и смягчить адаптацию к школе. Однако в ряде случаев понадобится помощь других профессионалов. Например, обязательно посетите нейропсихолога, если ребёнок не может сосредоточиться даже на простых задачах, неусидчив или, наоборот, “зависает” в одном виде деятельности и с трудом переключается. Нейропсихолог может помочь и недостаточно энергичному, быстро истощаемому ребёнку, и тем, кто испытывает трудности с удержанием и выполнением инструкций. 

А к психологу можно обратиться, если ребенку не очень комфортно среди множества людей, он эмоционально реагирует на любые потрясения, а сама его реакция кажется неадекватной и повторяется из раза в раз. Иногда достаточно даже одной консультации, но могут потребоваться и регулярные занятия.

Чтобы ребенок был мотивирован на учебу и уверен в себе, очень важен положительный настрой родителя. Поработайте со своими тревогами, чтобы не заражать ими ребенка, поделитесь с ним своим опытом, покажите школьные фото. Так вы поддержите будущего первоклассника и дадите ему понять, что вы тоже проходили этот путь, а значит будете готовы помочь.

Читайте также: «Около 35 тысяч только на досуг»: мамы рассказали, сколько денег тратят на детей

Редакция/ автор статьи
Mamamobil.ru

В Telegram нас читать удобнее:)

Перейти

Он будет закрыт в 27 секунд