Сейчас редко встретишь ребенка, который не имеет тех или иных «горшочных» проблем. Это связано с неграмотным использованием подгузников и с тем, что родители часто нарушают естественный ход вещей при знакомстве ребенка с туалетом.

Это может быть слишком ранее или слишком настойчивое приучение, закрепление негативных сценариев при знакомстве с горшком, отсутствие терпения и завышенные требования к ребенку, или наоборот, отсутствие рамок. Даже сложности в семье, неблагоприятный психологический климат, нарушение ролей и иерархии, слишком опекающие или деспотичные отношения могут сказаться на «туалетной» теме.

Тот или иной способ утилизации естественных отходов – социальная вещь, в разных культурах и в разные времена приняты часто диаметрально противоположные модели поведения. Биологически обусловленной программы в пользовании горшком или унитазом нет, есть только та модель, которая принята в каждой конкретной семье. Так вот у ребенка, который не вписывается в эту модель, почему-то не сработали социальные стимулы. Ребенок не хочет быть как все, он закрепляет за собой право быть не таким, маленьким, и какать именно в подгузник. Чтобы поменять эту установку нужно время, терпение и последовательность.

Какие могут быть объективные препятствия, которые помещали ребенку принять нормы поведения в семье, кроме физиологической патологии и психологических проблем?

Ребенок постоянно в подгузнике. Он никогда не ходит дома без одежды на нижней половине тела и не имеет возможности познакомиться со своими половыми органами и процессами выделения. Их как бы нет.

Дети, которые мало находятся без памперса плохо осознают связь между процессом и результатом дефекации и мочеиспускания. А между тем, это – первые полностью самостоятельные акты, акты творчества, если хотите. Не зря многие малыши рисуют на стенах, полах, мебели своими какашками, художественно размазывают по полу лужицы, да и вообще очень любят все, что касается этой темы.  Подгузниковые дети не хотят что-либо менять, ведь мочеиспускание и дефекация в подгузник для них – норма. Им привычно иметь «защитный слой» на нижней части тела.

Страх унитаза и туалетной комнаты. Некоторые дети боятся самого унитаза или испытывают негативные эмоции по поводу горшка. Нужно постараться преодолеть этот страх, прежде чем начать их осваивать. Если ребенок боится звука смыва, тогда сливайте воду, когда он стоит возле двери или даже за ней. Затем попросите малыша подойти чуть ближе. Когда ребенок осмелится подойти ближе, попросите его бросить в унитаз кусочек туалетной бумаги и покажите, как можно ее смыть. Чуть больше в течение дня находитесь в туалете, изучайте его, можно играть там или провести какие-то эксперименты с водой.

Регресс. Бывает и так, что у некоторых детей вскоре после того, как они научились использовать горшок, наступает регресс, и они отказываются снимать подгузник, писают и какают в него. В этом случае самым разумным решением будет – не вмешиваться, не заострять на этом внимание и подождать. Ребенок обязательно вернется к горшку, если родитель своей реакцией не закрепит нежелательное действие. Большинство возвращаются к привычному способу дефекации. Но есть небольшой процент детей, которые зависают в стадии отказа на годы. К таким детям применимы те же методы, что и для тех, кто никогда не какал в горшок/унитаз.

Как в норме происходит приучение к горшку?

Начинать следует с рождения – использовать подгузники не более 4 часов в день. Позволить ребенку «голопопить», знакомиться со своим телом и его отправлениями, использовать многоразовые промокающие подгузники или пеленки. Ребенок сам придет к горшку, когда будет готов, это происходит ближе к году и 8 месяцам.  Малыш вдруг обнаруживает, что мама с папой, старшие братья и сестры ходят в туалет. Он хочет быть как взрослый, подражает – и это важный момент осознавания себя и социализации. Регуляция процессов выделения происходит естественно, если в этом возрасте малыш в основном бодрствует без штанишек. Иногда он экспериментирует, смотрит как впитывается «водичка», «тушит пожары», смотрит какая лужа появляется, как заполняется емкость.

Мама периодически предлагает ему высадиться, зная его ритмы, ведь она изучила их за предыдущее два года жизни без подгузника. Способы и методы дефекации – вопрос социальный и находится в основном в сфере отношений матери и ребенка, это ее сфера влияния. Именно маме проходится проявлять терпение, настойчиво и последовательно приучать ребенка к приемлемой для нее гигиене.

Когда ребенок приходит к горшку, он берет с собой игрушки и книжки и очень долго там сидит – и это нормально. Приучение к горшку – это всегда длительное мероприятие, не стоит опережать события, чтоб не вызвать нарушения и страхи.

Перед тем как начать приучение к горшку

Сразу предлагаю снизить градус напряжения вокруг этой темы и расслабиться. Встречали ли вы хоть одного взрослого, который бы не смог научиться пользоваться туалетом? Среди здоровых людей таких нет, поэтому рано или поздно любой ребенок покакает в унитаз, это абсолютно точно.

Если у вас кризис негативизма 3 лет, дождитесь его окончания. Кризис трех лет длится примерно полгода, если у вас он начался в 2 года и длится уже пару лет – обратитесь к психологу, скорее всего вам нужна его помощь.

Перед тем, как начать работать с отлучением от подгузника, удостоверьтесь, что у ребенка нет запоров. Если они есть, он будет удерживать стул как может долго, и часто стоя – единственная возможная поза для опорожнения.

Итак, что делать?

Можно попробовать решить ситуацию радикально – просто убрать подгузник. Нет подгузника – нет проблемы, какать в штаны захочет очень редкий ребенок. Однако этот способ может и навредить – малыш начнет удерживать стул, что может привести к запорам. С проблемой эмоциональных запоров справиться будет намного сложнее, чем с дефекацией в подгузник. Поэтому лучше двигаться медленнее.

Первое, что можно посоветовать, если проблема есть – оставить ребенка в покое как минимум на месяц. А лучше на два-три. Оставить в покое по-честному. Вообще никак не комментировать то, что он делает, ничего не предлагать, молча убирать последствия самой или вместе с ребенком. Без эмоций и без ожиданий – принять ситуацию как есть.

Второй шаг – разобраться со своими чувствами. Спросите себя: что меня так сильно волнует? Это может оказаться что угодно: надоело отмывать попу, неприятен запах, надоело тратиться на подгузники, стыдно перед подругами и родственниками, гложут чувства вины, несостоятельности, просто усталость от ребенка, от того, что он не такой. Попробуйте проанализировать, что происходит с вами, с вашими отношениями я ребенком, с отношениями в семье. Проблема дефекации в подгузник тесно связана со всем этим.

В это время чаще ходите в гости, где есть дети. Ненавязчиво покажите малышу, как какают и писают его сверстники. Дома позвольте ребенку находиться без подгузника и одежды на нижней части тела.

Далее начните учить ребенка сидеть на горшке или на унитазе. Для начала будет достаточно и пяти секунд. Во время сидения читайте ему книжки, разрешите смотреть мультики, играть игрушками. Обязательно вознаграждайте за любые успехи. Не говорите ни слова о том, что надо бы пописать или покакать, пока нужно просто сидеть.

После этого запаситесь терпением, двигайтесь вперед маленькими шагами, и понемногу увеличивайте время. Садите на горшок через 20-30 минут после каждой еды и перед сном. Учтите, что ноги должны стоять на полу или подставке всей стопой.

Со временем вы создадите ритуал: ребенок будет сидеть на горшке по 5-10 минут четыре-пять раз в день. Готовьте рядом с горшком что-то интересное на это время, чтобы заинтересовать ребенка. И помните про вознаграждение –ритуал должен быть окрашен положительно. Если ребенок не соглашается идти в туалет, поставьте горшок в то место, где он обычно прячется: за креслом, за шторой. Пусть сидит там.

Будьте терпеливы – это может занять много времени, но это того стоит! В один прекрасный день малыш сделает то, что вы от него хотите. А потом еще и еще.

Эксперт: Анна Федака, специалист по материнскому искусству, автор книги о новорожденных «Четвёртый триместр. На руках у мамы».

Вам будет интересно!
500