Дети с расстройством аутистического спектра ничем не отличаются от других в потребностях играть и весело проводить время. Если вы занимаетесь с таким ребенком, не нужно изобретать велосипед, придумывая революционно новые активности, но необходимо учитывать особенности, продиктованные расстройством. Участники крупнейшего в России инклюзивного фестиваля #Людикаклюди делятся советами, как организовать досуг с ребенком с PAC, чтобы сделать его комфортным и приятным.
Как говорил ведущий специалист по РАС, сам имеющий такой диагноз, доктор Стивен Шор, если вы встретили одного человека с аутизмом — вы встретили лишь одного человека с аутизмом. Расстройство проявляется у детей по-разному. Одним сложно взаимодействовать с другими людьми и выражать свои желания, другие просто более восприимчивы к различным внешним сигналам (шуму, яркому свету, продолжительной речи), но не имеют выраженных проблем с речью. Мы постарались сделать наши советы максимально общими, но ваша задача — опираться на потребности, склонности и особенности именно вашего ребенка.
Совет 1: всегда давайте ребенку выбор
Занятие должно вызывать интерес у ребенка, чтобы он чувствовал себя вовлеченным, неважно, играете вы вдвоем или в группе. При этом у детей с РАС, как правило, уходит гораздо больше времени на обдумывание решения: ребенку нужно понять, что вы от него хотите, определиться и обдумать, как донести до вас свою мысль. Не торопите его. Если нужно, лучше подождать несколько минут без напора и подсказок со своей стороны.
Совет 2: создавайте комфортную среду
Дети с PAC более чувствительны к внешним раздражителям, и ваши любимые песни могут ощущаться ими как барабанный марш.
- Попробуйте включать расслабляющую музыку, возможно, записи звуков природы. Хорошо подходит музыка с ритмом 60 ударов в минуту: именно так бьется наше сердце во время отдыха.
- Не забывайте про приглушенное освещение, без мерцания. Яркость может восприниматься как раздражитель.
- Не стоит перегружать ребенка разговором, если он маловербален или не готов говорить. В таком случае заменяйте некоторые вопросы их визуализацией. Можно разучить с ребенком жесты, которыми он может показывать простейшие ответы (да/нет, еще, хватит) или предоставить ему визуальный выбор, к примеру, в виде табличек.
- Если вы проводите досуг в общественном месте, например идете на экскурсию, заранее объясните ребенку, как следует себя вести. У некоторых учреждений есть специальные социальные истории — это последовательность действий для людей с PAC, которые проиллюстрированы картинками или фотографиями. По этим инструкциям легко подготовиться к запланированному мероприятию: сначала просмотреть их с ребенком, а затем разыграть мини-постановку дома. Так вы поможете ему справиться с тревогой перед неизвестностью.
- Перед посещением общественного места лучше всего разведать обстановку, ведь незаметные для многих шумы и яркий свет могут плохо влиять на вашего ребенка. Если такие раздражители есть, это еще не значит, что путь в такое место закрыт. Можно взять с собой темные очки, наушники, беруши.
Совет 3: используйте визуализацию
Визуальное восприятие — сильная сторона людей с PAC. Лучше объяснять правила игры при помощи картинок, иллюстрировать действия и их последовательность. Если вы планируете разные активности, можно составить расписание с картинками или фотографиями, чтобы ребенок заранее знал, что сейчас будет происходить.
Эксперты рекомендуют создавать специальные доски с картинками, на которых изображены предметы и активности, которые ваш ребенок чаще всего просит. Можно дополнять их текстом. Такой способ упрощает коммуникацию, если у ребенка есть проблемы с речью и восприятием вербальных сигналов.
Совет 4: следуйте рутине
Отклонения от рутины людьми с PAC могут восприниматься болезненно. Поэтому имеет смысл составить развлекательную программу из постоянных активностей и очень постепенно вводить в нее новые занятия. Не забывайте о рутине и после досуга. Ребенок будет знать, что идет дальше, это поможет ему чувствовать комфорт.
Если же привычный график все же необходимо нарушить, вернитесь к совету 2 и составьте визуальное расписание. Все изменения проиллюстрируйте так, чтобы ребенок мог их осознать и подготовиться.
Совет 5: система мотивации и подкрепление
Важно показывать ребенку, что вы его понимаете и он справляется с правилами вашей игры или другой активности. Есть несколько простейших способов:
- сигнал «дай пять»;
- рукопожатие;
- улыбка;
- сладости, мелкие призы в виде наклеек, значков, жетонов;
- похвала с помощью слов и эмоций (используйте также фразы, подчеркивающие, что ребенок ведет себя правильно: «Ты молодец, что…», «Мне нравится, что ты…», «Ты все правильно сделал»;
- любимые вещи, активности вашего ребенка (надувание мыльных пузырей, красивые открытки и т.д.).
Не забывайте также уделять внимание проявлению реакции у ребенка. Это может быть мимолетный зрительный контакт или прикосновение, но они показывают, что вы, в свою очередь, тоже делаете все правильно. Ребенок — равноправный участник ваших активностей, давайте ему время проявить реакцию.
Совет 6: выясните, что ребенок любит больше всего
Какие развлечения понравятся ему без вопросов? Например, многие дети с PAC любят мыльные пузыри. С них можно начать вашу программу, они же помогут успокоить ребенка в случае необходимости. Нередко дети с РАС проявляют склонности к головоломкам, пазлам, лабиринтам, одним словам, интеллектуальным развлечениям. Это может стать неплохим способом для налаживания контакта. Главное найти, что хорошо сработает для вас, и иметь это под рукой.
Совет 7: разучите практики для успокоения ребенка
Детей c PAC может расстроить что-то совсем мелкое, этого не нужно бояться! Для того чтобы нивелировать проявления расстройства и паники, можно составить программу действий, которые помогут вам успокоить ребенка. Например, разучите ритмичные движения или дыхательную гимнастику, которые будут помогать справляться с чрезмерной самостимуляцией.
- Хорошо работают сенсорные практики. Например, ритмичные покачивания качелей или глубокие надавливания. Для последнего можно использовать фитболы: аккуратно надавливая, покатать их по телу ребенка, пока он лежит на полу или матрасе. Можно использовать и обычные прикосновения, помните, что о них всегда нужно предупреждать ребенка, чтобы случайно не напугать его.
- Если приступ паники случился в общественном месте или вы заметили, что ребенку становится некомфортно, не нужно стремиться выполнить всю запланированную программу. Даже немного времени в обществе — ваше общее достижение, постепенно вы сможете увеличивать эти промежутки.
К совместному времяпровождению с ребенком с PAC необходима подготовка. Поначалу может быть трудно, и это совершенно естественно. Не корите себя, но старайтесь замечать мелочи, которые нравятся ребенку и заставляют его реагировать. Программы досуга могут быть разнообразными: от посещения выставок, музеев и специализированных фестивалей до домашних посиделок с настольными играми. Главное, что вы рядом и готовы поддержать его вашего ребенка в любых ситуациях.