В редакцию пришло письмо от мамы двойни (девочка и мальчик, 3 года), которую волнует, что ее дети постоянно трогают свои половые органы. Почему это происходит? Как реагировать маме? Отвечает детский психолог Юлия Шапкина.

В три года по нормам психосексуального развития, предложенного З.Фрейдом, начинается фаллическая стадия развития, означающая появление интереса у ребенка к своему телу и конечно своим половым органам. Дети находят у себя интересную часть тела, и если рядом оказываются другие голенькие детки, то они замечают, что у одних детей на этом же самом месте все точно так же, а у других эта часть тела отличается.

На примере письма мамы двойни можно увидеть, как разнополые дети одного возраста вступают в фазу исследования гениталий. Мама очень верно замечает, что это не мастурбация, дети просто кладут руку на половые органы. Дети замечают различия, и это конечно незабываемый опыт, как если бы мы, взрослые, сейчас обнаружили, что у кого-то по три уха, а у кого-то, как мы привыкли, по два. Если бы при всем этом открытии мы еще и не могли пока изъясняться вербально, то тоже при виде трехухого человека брались бы за свои два, удивляясь такому происшествию.

Так как малыши читательницы все время проводят вместе, это важное и актуальное различие они наблюдают постоянно. Попадая в разные ситуации (перемещаясь из дома в коляску, а из нее на улицу, на площадку), дети трогают себя в интересных местах, чтобы убедиться, что различия на месте. Возможно, им нравится эта игра — напоминать себе и друг другу о том, что такого необычного у них есть. Возможно, они даже отчасти конкурируют, сравнивая, у кого лучше, как это обычно делают дети, меряясь игрушками или способностями.

В любом случае нет причин для беспокойства, если, трогая себя «там», дети не плачут, не злятся, а остаются спокойны и в целом довольны. В норме до 6 лет сохраняется влияние этой стадии развития. Это вовсе не означает, что дети будут до 6 лет продолжать трогать себя, постепенно их интерес будет угасать. Поскольку развитие ребенка никогда не стоит на месте, стоит впечатлиться чем-то новым, и все внимание уже на новом объекте.

Самое главное для мамы — это не беспокоиться, принять это поведение как временный этап естественного развития. Важно не делать на этом негативных акцентов — не ругать, не отдергивать руку ребенка, не злиться, не испытывать самой и не вызывать у детей стыд или страх. Можно помочь детям обозначить это интересное открытие вербально: например, «у Маши как у девочки здесь вот так, а у Вити как у мальчика вот так», «Маша проверяет, все ли на месте?». И это будет одним из первых наполнений значения «мальчик» и «девочка», которое со временем будет удобно развивать, обращая внимание на различия мальчиков и девочек в одежде, прическах, играх, поведении и т. д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пенис моего ребенка нормального размера? Отвечают педиатры

Вам будет интересно!
500