Начался учебный год: новые (или усложнённые старые) предметы, домашние задания и, конечно, работа на уроках – хочешь-не хочешь, а придется отвечать на вопросы учителя – с места или у доски. Как ваш ребенок справляется с этими моментами?
Может, первым тянет руку, выученный материал «отскакивает от зубов», и пятёрки переполняют его дневник? Или, даже зная материал, школьник жалуется, что руки трясутся, ноги подкашиваются, а голос предательски дрожит, и вместо уверенного ответа на высший балл трясущиеся губы выдают что-то вроде «Ээээ… нннууу… как бы»…
Что это? Тот самый страх публичных выступлений, между прочим, самый распространенный после страха смерти.
Есть версия, что страх этот нам достался ещё от древних людей: если ты сидишь в углу пещеры, а рядом сильные и опытные соплеменники, ты чувствуешь себя защищенным, а когда выходишь на открытое пространство, где ты один-на-один с потенциальным врагом, случиться может что угодно – нападут со спины, бросят камень, а в наши дни могут засмеять, не оценить, или наоборот – начать оценивать, но не твои знания, а твою внешность или голос.
Что же делать?
Правильно готовить домашнее задание
Школьник должен не просто учить материал, а учиться отвечать устно: найдите время не только проверить выполнение письменного задания, но и прорепетируйте его ответ у доски. Покажите искреннюю заинтересованность, задавайте вопросы, вместе поищите дополнительный материал. В качестве следующего шага предложите ему потренироваться в классе у доски на перемене, пока однокашники убежали в буфет.
Рассказать о правилах взаимодействия с аудиторией
В классе есть друзья? Можно попросить друга о поддержке и стоя у доски смотреть сначала на него, это успокаивает. Мысленно разделить аудиторию на шесть частей и переводить взгляд с одного сегмента на другой. Как долго смотреть на одного человека? Недолго – полсекунды-секунду, важно получить ответный взгляд. Кстати, улыбка творит чудеса (нет-нет, отвечая, смешить товарищей не нужно, в этой ситуации нужна спокойная улыбка).
«Я боюсь учителя!»
Объясните, что на самом деле, педагог – на его стороне, и именно он в этот момент больше всех хочет, чтобы у него всё получилось. Не нужно бояться смотреть в глаза учителю, особенно когда он задаёт вопрос, даже если он обращается сразу ко всему классу.
Научить ребёнка правильно дышать – животом, не задерживать дыхание, говорить на выдохе
Простое упражнение: вдыхая, надувать живот как арбуз, а на выдохе поджимать брюшную стенку и представить перед собой несколько свечей, которые нужно погасить одну за другой со звуком «Ф». Сколько свечек он сможет задуть, не делая дополнительного вдоха? Пять? Хорошо! А вы? А если свечек будет семь? Десять? Тренируйтесь вместе.
«Каша во тру» – очень распространенная проблема. Необходимо тренировать артикуляцию
Вот пара простых упражнений:
- Цоканье языком: изобразите звук копыт скачущей лошади. Меняйте положение губ, то растягивая их в улыбку, то складывая в трубочку: «Тка-тка-тка-тка, тку-тку-тку-тку, тко-тко-тко-тко». Посоревнуйтесь, чья лошадка проскачет дольше.
- Высуньте язык и нарисуйте им в воздухе круг сначала в одну сторону, потом в другую (голова при этом неподвижна). А теперь – своё имя. И фамилию!
После каждого упражнения необходимо расслаблять губы и язык: изобразите фыркающую лошадь сначала только губами, а потом подключите расслабленный язык. Артикуляционная гимнастика – это весело!
Ну что, глубокий вдох и медленный выдох, и – вперед, навстречу высоким оценкам!
Эксперт и автор материала: телерадиоведущая и педагог дополнительного образования Инна Поцелуева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не только школа: чем занять ребенка в сентябре