Ста родителям из ста будет стыдно, если их ребенка оставят в школе на второй год. Нам кажется, что это какое-то клеймо, которое останется с ребенком на всю жизнь. Все это — сплошное заблуждение.

Реальность такова, что дети растут и учатся с разной скоростью. Два пятилетних ребенка, которые начинают ходить в детский сад, могут быть совершенно разными в физическом, психологическом и образовательном отношении. Один может весить пятнадцать килограммов, другой — двадцать два. Один с нетерпением ждет, когда пойдет в школу, а другой — еще цепляется за маму. Один знает алфавит, а другой — понятия о нем не имеет.

Родители — забавные создания. Мы не видим ничего особенного в том, что один ребенок смог преуспеть в бейсболе или научился рисовать лошадь в пять лет, а другой ребенок — нет. Однако для нас целая проблема, когда ребенок учит алфавит не с той скоростью, что его сверстник.

На протяжении многих лет идею продления пребывания в определенном классе школы критиковали в основном из-за опасения, что ребенок будет чувствовать себя некомфортно или потеряет друзей. Однако дети в раннем возрасте не особенно обращают внимание на подобные опасения, если только родители не заостряют на этом внимание. Многое зависит от способа объяснения причин, по которым ребенка решили оставить на второй год.

«Энди, тебе трудно писать буквы? (Он кивает и начинает грустить.) Мы тут поговорили с миссис Миллер. Она с удовольствием поучит тебя еще год. Вообще-то она планирует изучать буквы по-другому. Вы представите, что класс — это джунгли, а каждый ребенок — животное. Здорово, правда?» Если ребенок слышит от вас позитивную интерпретацию (а не мычание и скрытый страх), он с удовольствием согласится продлить обучение.

Продляя пребывание в начальных классах, вы оказываете ребенку большую услугу. Вы даете ему шанс хорошо освоить основы предметов, необходимые для обучения в старших классах. Если вы переведете ребенка в следующий класс, а этих навыков у него нет, вы проявите к нему неуважение (и обречете на неудачу). Проявлением уважения было бы возложить на ребенка ответственность за то, на какой стадии процесса обучения он находится.

Волнуясь о том, что ребенок будет выглядеть неудачником, на самом деле вы думаете о себе (вы боитесь того, что скажут знакомые, и переживаете о том, что не умеете воспитывать детей), а не об интересах своего сына или дочери.

Карен, мать-одиночка, закатила истерику директору школы, когда тот предложил оставить ее дочь Мэнди в первом классе еще на год. Директор же ответил следующее: «А как бы вы себя чувствовали, если бы учились, не зная основ, которые знают все остальные? Разве вы не ощущали бы постоянно некоторую потерянность и страх? Как будто вы никак не можете сравняться с одноклассниками?»

Все же некоторые родители постоянно поступают со своими детьми именно так. Они толкают их вперед, даже когда не стоит этого делать, и называют это социальным продвижением. Мой собственный школьный опыт объясняет, почему я так горячо выступаю за то, чтобы сдерживать детей, когда это необходимо. Если бы меня оставили на второй год в одном из начальных классов, я учился бы гораздо лучше. Я был бы основательнее готов к этому.

Кевин Леман

В октябре в издательстве “Бомбора” вышла книга «Новый ребенок к пятнице. Воспитание без криков и наказаний за 5 дней», в которой Кевин Леман объединил свой опыт отца пятерых детей разных возрастов, клинический опыт психолога и множество историй клиентов.