На связи рубрика «Экспертное мнение», в которой каждая мама может получить профессиональный совет на любой волнующий ее вопрос. Хотите что-то спросить? Присылайте вопрос нам в редакцию по адресу: nastya@mamamobil.ru.

На этой неделе мы обсуждаем письмо Анны из Москвы:

«Ребенку 4 года. Все, чем он хочет заниматься, это гулять на детской площадке. Ему не интересны театры, представления, шоу, путешествия, если там нет хоть какой-нибудь детской площадки с детьми. Вся наша жизнь крутится только вокруг деревянных горок и качелей, уже нет никаких сил. С детской площадки всегда уходим с криками и слезами, даже если гуляли на ней 8 часов. Ребенок единственный, семья полная, вся детская завалена игрушками и играми, но ничего не надо. Утром просыпается и первый вопрос: «А когда пойдем на детскую площадку?». Что это за зависимость? И что делать нам, ведь ребенка надо как-то развивать, куда-то водить, а мы сидим на лавочке».

Объясняет поведение ребенка и дает рекомендации Марина Розен, детский психолог:

Часто родители путают свои проблемы (страхи, переживания) и интересы (театры, представления, шоу, путешествия) с проблемами и интересами ребенка. Это письмо хорошая тому иллюстрация.

Судя по тексту, ребенок рад и счастлив играть на детской площадке с другими детьми. Тревога возникла у мамы. Это нормально и вполне объяснимо: вместе со счастьем родительства, нам выдают родительские страхи. Переживать о развитии ребенка нормально. Важно разобраться в том, что такое развитие и что развивать у ребенка данного возраста.

Предлагаю обратить внимание на 5 моментов.

Возраст – объективная категория

Детство принято разделять на возрастные группы не просто так, а в зависимости от ведущей деятельности и новообразований возраста. Развития личности без деятельности не бывает. Обычно мы отказываем ребенку в осмысленной целенаправленной деятельности и называем все детские шумные, бегающие-кричащие телодвижения активностью или поведением. А зря. То, что развитие ребенка происходит внутри разных видов деятельности доказано в рамках культурно-исторической теории Выготского. Ребенку важно не много деятельностей подряд, а последовательно переходить от одного вида деятельности к другому. Так, например, ведущий вид деятельности 4-х летнего ребенка – живая (не виртуальная) игра. Именно в игре ребенок решает задачи развития своего возраста.

У ребенка проблем нет, у него есть задачи развития

Какие задачи развития стоят перед ребенком 4-х лет? Познать окружающий мир и научиться с ним взаимодействовать. Что относится к миру ребенка в этом возрасте? В первую очередь тело, его возможности, координация движений. Еще это возраст, когда в игре с другими детьми у ребенка формируется произвольность – умение самостоятельно управлять своими непосредственными импульсами и подчинять их правилам игры с другими детьми. Произвольность, в отличие от чтения, письма и счета, – один из подлинных критериев готовности ребенка к школе. Произвольность формируется к 6-7 годам и игра на детской площадке, лучшее место для ее возникновения. Произвольность и есть новообразование возраста, тот маечек, лампочка, что загорится в районе 7 лет и скажет маме о том, что развитие проходит нормально. К этому новообразованию и стоит стремиться.

Что развиваем?

Это, пожалуй, ключевой вопрос. Дезориентация родителей в этом вопросе велика. А ведь результат зависит от целей. Конечно, у каждого свои приоритеты, взгляды на развитие ребенка и уникальная ситуация. Но понимание цели развития дает варианты и способы ее достижения, снижает родительскую тревожность и трансформирует лишние родительские страхи. Для формирования целостной личности ребенка 4-х лет игра на детских площадках – именно то, что нужно. Ребенок это чувствует и добивается любыми способами. Другое дело, что это за способы?

Мотивы и личностные границы

Мотивы «негативного» поведения ребенка бывают разными. Один из 6 – борьба за власть. Этот мотив чаще всего встречается в семьях с одним, любимым маленьким ребёнком. Из крайности жесткой дисциплины современные родители за последние 25-30 лет переместились в крайность вседозволенности. В письме есть фраза о том, что иногда на детской площадке мама гуляет с ребенком по 8 часов. Это полноценный рабочий день. Возможно, маме имеет смысл пересмотреть свои личностные границы и установить четкие и понятные ребенку ограничения по времени.

Четкий распорядок дня

8 часов на детской площадке для 4-х летнего ребенка видимо предполагает и кормление. Как оно происходит? В котором часу ребенок встаёт, спит ли днем (возможность маме отдохнуть)? Какими совместными активностями можно привлечь ребенка дома: рисование пальчиками, лепка, сенсорные коробочки, совместно чтение, пение детских караоке, танцы или что-то еще? Кстати, доказано, что неструктурированное свободное время ребенка стимулирует развитие воображения и творческих способностей. Иногда поскучать дома без всяких занятий бывает намного полезнее для 4-х летки.

Если подвести итог, можно поздравить маму с тем, что никакой зависимости от детской площадки у 4-х летки нет. Ребенок развивается так, как ему нужно и мама большая умница, что в век гаджетов смогла уберечь ребенка от настоящей зависимости – экранной.

Немного пересмотреть личные границы, отладить распорядок дня и можно переименовать заметку «Зависимость ребенка от детской площадки. Как научиться этому радоваться?» Что поможет? Обратите внимание на компетентности 21 века: креативность, умение взаимодействовать с другими людьми, умение добиваться результата. Именно эти способности, судя по письму, ребенок успешно сейчас отрабатывает. Так что предлагаю смотреть на игру ребенка на детский площадках именно так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Многодетная мать сделала из своей мини-гардеробной спальню для сына (фото)

Вам будет интересно!